Соболева А.А., Стефановская Н.А., Строева Е.П.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

На рубеже веков в условиях обострения экологического кризиса формирование экологической культуры подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности региональных библиотек как социокультурных, полифункциональных институтов, обладающих методическим, информационным и, профессиональным потенциалом. Библиографический мониторинг, изучение научной литературы, анализ опыта работы библиотек показали, что во всероссийском масштабе наступил качественно новый этап данной деятельности, о чем свидетельствует первая Международная конференция библиотечных работников “Окружающая среда. Библиотека. Знание”, проведенная в содружестве с деятелями культуры (Финляндия, Швеция, Норвегия) в Архангельске в1997 г. По инициативе трех ведомств Российской Федерации: охраны окружающей среды и природных ресурсов, образования, культуры на базе отдела экологической культуры – научно-методического центра РГЮБ в 1995–1998 гг. прошли Всероссийские смотры-конкурсы библиотечной работы по экологическому просвещению населения (в число лауреатов вошли и тамбовские библиотеки); появились региональные библиотечные экологические информационные центры, целевые библиотечные региональные экологические программы, методико-библиографические материалы. В учебных заведениях активизировался процесс экологического образования.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. “О мерах по улучшению экологического образования населения” и в соответствии со ст.58 Конституции РФ преподаватели кафедры библиографии и студенты старших курсов заочного обучения факультета информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на базе ЦБС г. Тамбова в 1996–1998 гг. провели социологическое исследование по проблеме формирования экологической культуры детей и подростков 9–14 лет.

На первом этапе исследования важно было определить понятие “экологическая культура”, ее ценностные ориентиры, выявить уровень экологического развития детей и подростков, их потребности, интересы, цели и мотивы обращения к чтению литературы по экологии, особенности ее восприятия. Выяснялось, удовлетворяют ли их библиотеки, откуда получают информацию по экологии, каким писателям дети отдают свои предпочтения.

В ЦБС г. Тамбова (11 массовых и 6 детских библиотек), согласно нашим данным, 50% читателей составляют дети и подростки. Запросы 62% опрошенных респондентов библиотека удовлетворяет всегда, 33% – не всегда, 5% – дали отрицательный ответ. Информацию об экологии 47% респондентов получали из книг и периодической печати; 32% – в результате посещения массовых мероприятий, 19% – благодаря телевидению и радио, 2% – не проявляют интереса к экологии, ни один не сослался на рекомендательные библиографические пособия. 62% респондентов обращаются к чтению по рекомендации учителя и библиотекаря, 23% – по совету друзей, 12% – по совету родителей, 3% – по свободному выбору. 51% целью и мотивами обращения к чтению экологической литературы указали выполнение учебных заданий; 30% – развлечение, 19% – самообразование. 89% учащихся любят, ценят и называют писателей-натуралистов М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, Н. Дроздова. Из зарубежных авторов Д. Даррелла, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Адамсон. 11% – не смогли вспомнить ни одного автора. 80% респондентов осознают актуальность экологического просвещения и понимают, что экологические катастрофы происходят из-за отсутствия у людей элементарной экологической культуры, 73% – высоко оценивают деятельность организаций по охране природы и готовы оказать им помощь, 25% – волнуют проблемы экологии Тамбовского края (заражение сточными водами рек Цна, Студенец, выбросы в атмосферу химических ядовитых веществ АО “Пигмент”); 20% – озабочены проблемами мировой экологии, 17% – способны осмыслить и оценить дисбаланс между природой и человечеством.

Опираясь на результаты первого этапа исследования, в последующем определили тактику индивидуальной и массовой работы библиотек по формированию экологической культуры с учетом социально-психологических и возрастных особенностей детей и подростков и выявляли ее эффективность. Из индивидуальных форм наиболее действенным оказался метод “беседы-консультации” о рекомендованной и прочитанной книге, у книжных выставок и каталогов.

На основании анализа оценки детьми и подростками форм и методов массовых мероприятий наиболее эффективными из них, наряду с презентациями (премьерами) книг, для детей 9–11 лет оказались викторины, выставки книг, рисунков, поделок ребят, турниры знатоков, экологические путешествия, фестивали, экологические часы, театрализованные представления, уроки экологии, познавательные часы. Подростки 12–14 лет отдают предпочтение комплексным активным диалоговым формам общения: вечера-портреты, актуальный разговор, вечера-диспуты, вечера вопросов и ответов, ролевые экологические игры, круглые столы, экологические конференции, литературно-музыкальные вечера, устные журналы краеведческой тематики. 78% респондентов высоко оценили мероприятия, проводимые библиотеками, 20% – отметили, что они не всегда соответствуют должному уровню, 2% – не заслуживают их внимания. У 80% респондентов-учащихся и 50% работников библиотек заслуженной популярностью пользуются экологические клубы краеведческой направленности. Действенным методом “приближения” книги является групповой абонемент чтения природоведческой литературы, который способствует привлечению новых читателей, гарантирует коллективную ответственность за сохранность книги, стимулирует межличностное общение.

Результаты эффективного воздействия различных комплексных форм и методов массовой работы библиотек с использованием кинофотофономатериалов по формированию экологической культуры детей и подростков выявились в активности чтения, в увеличении книговыдачи на 20–25%, изменились мотивы их обращения к литературе по экологии. Оценка произведений стала более осознанной, дети научились пользоваться каталогами, картотеками, справочниками, библиографией.

Решение проблем экологического просвещения, образования, воспитания подрастающего поколения требует создания региональных информационных экологических центров, разработки целевых региональных библиотечных программ с привлечением ученых, специалистов-экологов, психологов, педагогов, представителей государственных и общественных природоохранительных организаций. Успех формирования экологической культуры во многом зависит от планирования, изучения потребностей, интересов читателей как научной основы для разработки их типологии; качественного профиля комплектования соответствующего раздела фонда, приемов его раскрытия; информационно-библиографического и методического обеспечения сферы экологии; использования актуальных, инновационных, индивидуальных, массовых форм и методов работы с учетом типологических, психолого-педагогических, возрастных особенностей групп читателей – детей и подростков; совершенствования системы повышения квалификации библиотечных кадров, разработки квалификационной характеристики модели специалиста-профессионала, его уровня культуры обслуживания.

Hosted by uCoz