МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БИБЛИОТЕКИ:
НОВЫЕ ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Согласно прогнозам к середине XXI в. в России должен завершиться переход к информационному обществу, для которого характерно полное удовлетворение информационных потребностей населения при системной организации единой информационной среды.
Переход к информационному обществу предполагает формирование информационной культуры – умения использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей повседневной деятельности.
Уже сегодня стало неотложным решение проблемы адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе. Поэтому важно внедрять в систему образования такие принципы преподавания, которые должны обеспечить формирование у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в обществе, необходимо использовать любую возможность для пропаганды наиболее наглядных и действующих форм и методов реализации новых информационных технологий. На первое место в образовании выходит необходимость обучения правилам работы с информацией. Основной принцип решения этой задачи – упор на самостоятельную работу учащегося.
Качество информационной подготовки в предметной области “Музыка”, пожалуй, в наибольшей степени отстает от процесса информатизации общества. Во многих музыкальных училищах ознакомление с информационными технологиями не предусмотрено. Крайне незначительно количество педагогов, владеющих компьютерной грамотностью. Все это ведет к тому, что учащиеся не получают возможности ознакомиться с использованием компьютера как инструмента познания, рационализации своей будущей профессиональной деятельности на базе новых информационных технологий. А ведь даже далеко не полный перечень потенциально полезных для музыканта функций компьютерных программ включает: набор нотного текста; сканирование, распознавание и печать нот; управляемое воспроизведение звуковых и видеофайлов различных форматов; создание и ведение фонотек, баз данных о грампластинках, компакт-дисках, композиторах и исполнителях с возможностью сортировки, выборки, составления отчетов, воспроизведения в режиме предварительного прослушивания и т.п.; конвертирование музыки в ноты; цифровая запись звука с простейшими редакторскими функциями (воспроизведение, копирование, вырезание и т.п.); анализ и редактирование музыкальных партий.
Выполненное нами исследование учебно-воспитательного процесса дирижерско-хоровой подготовки учащихся на стадии довузовского обучения музыке показало, что развитие общих и музыкальных способностей (дирижерско-хорового мастерства) учащихся осуществляется более эффективно, если в учебно-воспитательном процессе при организации самостоятельной деятельности учащихся с целью их мотивации наряду с традиционными методами используется личностно-ориентированный подход с применением информационных технологий (аудио- и компьютерных учебных материалов и программ), предусматривающий вариативное содержание учебных заданий, индивидуальную форму организации их выполнения. Ознакомление учащихся с общими представлениями о способах переработки информации, с принципами функционирования, управления и обращения с аудиовизуальной и компьютерной техникой, с новыми информационными технологиями и их возможностями в профессиональной деятельности музыкантов способствует развитию дополнительных качеств, требуемых от руководителя-хормейстера в быстро меняющихся современных условиях для работы с молодежью при осуществлении организаторской и музыкально-просветительской деятельности с использованием потенциала аудиовизуальной и компьютерной техники.
Широкая доступность подобного подхода в обучении возможна лишь при тесном взаимодействии музыкального образовательного учреждения с библиотекой, так как современная государственная политика в области библиотечного дела направлена на обеспечение необходимых условий для реализации конституционного права граждан на свободное получение информации из общедоступных источников, усиление роли библиотек в развивающемся информационном обществе.
Расширение спектра учебных программ, появление новых сфер занятости, при невозможности все большего числа людей приобрести издательскую продукцию, несформированность рынка привели к увеличению посещаемости библиотек, что свидетельствует об их востребованности обществом, прежде всего, учащейся молодежью, являющейся доминирующей категорией читателей. Однако, в связи с ухудшением материально-технической базы библиотек, из-за их отставания в процессе информатизации общества, существенного снижения эффективности и качества комплектования, сокращения ассортимента, неадекватного учебным целям изменения структуры книжной, нотно- и аудио-издательской продукции отмечается неудовлетворенность значительной части учащихся качеством библиотечных фондов и уровнем библиотечного обслуживания.
Сейчас число музыкантов и любителей музыки, имеющих аудиовизуальную и компьютерную технику, домашние музыкальные электронные библиотеки, стремительно увеличивается. Во многих регионах библиотеки стали сочетать в себе и функции, выполнявшиеся когда-то домами культуры, клубами, так как библиотека оказалась единственным сохранившимся учреждением культуры и местом общения. Однако новые технологии в музыкальных отделах библиотек из-за отсутствия компьютеров используются в минимальных объемах, хотя дискет и CD-ROM на рынке и в библиотеках становится все больше. Поэтому проблема комплектования библиотек становится неразрывной с проблемой их технического оснащения. Залы нотных изданий и звукозаписей, отделы искусств, нотно-музыкальные отделы современных библиотек должны представлять собой специализированные проблемно-целевые библиотечно-информа-ционные службы, ориентированные на информационную поддержку учебно-музыкальной деятельности, комплексное удовлетворение профильных потребностей учащихся, специалистов и любителей музыки, музыкальных коллективов. При этом, по нашему мнению, необходимо учитывать динамику процессов социализации личности, уровень включенности тех или иных социальных групп в книжную и музыкальную культуру, информационную среду. Библиотекарям требуется приобретение новых компьютерных навыков, чтобы быть готовыми и обучать читателей пользованию нотными изданиями и аудиовидеоматериалами в электронном виде, оперативно адаптироваться к новым формам организации документного фонда, расширению спектра сопутствующего обслуживания.