Грызунова С.С.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА МАССОВЫХ БИБЛИОТЕК

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Краеведческая деятельность присуща библиотекам всех типов. Публичные (массовые) библиотеки становятся центрами распространения краеведческих знаний, изучения истории и культуры. Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, “воспитывающая наука”, как назвал ее академик Д.С. Лихачев.

Массовые библиотеки, сеть которых была создана в советские годы, к концу 50-х гг. уже уделяли внимание пропаганде краеведческой литературы, удовлетворению запросов по краеведению, а в некоторых создавался краеведческий справочно-библиографический аппарат.

С созданием в 70-е гг. централизованных систем массовых библиотек условия краеведческой деятельности изменились. Централизация позволила сконцентрировать краеведческие фонды в центральной библиотеке, упростить обмен краеведческой литературой между филиалами системы, проводить краеведческую деятельность планомерно, последовательно, систематически.

Пропаганда краеведческой литературы в 70–80-х гг. осуществлялась массовыми библиотеками постоянно. В каждой городской и районной библиотеке создавались “краеведческие уголки”. Активность пропаганды краеведческой литературы, как правило, возрастала в периоды подготовки к юбилеям, расширения внимания к краеведению в системе образования. Однако отношение к краеведению как способу решения задач политического и народнохозяйственного значения нередко приводило к формализму в краеведческой деятельности библиотек. В 80-е гг. ряд библиотек принял участие в создании указателей литературы о городе и районе, чаще всего при поддержке научных областных, республиканских библиотек.

В условиях демократизации общества, наметившейся с конца 80-х гг., интерес к истории, культуре, познанию малой родины подымается. Произошли некоторые изменения и в организации краеведческой деятельности ЦБС. Во-первых, начали создаваться специализированные филиалы краеведческой литературы, во-вторых, организуются краеведческие библиотеки-музеи. Но это не снимает с других филиалов задачи пропаганды краеведческой литературы. Библиотеки не только осуществляют популяризацию краеведческой литературы, но участвуют в распространении краеведческих знаний, в изучении истории и культурного наследия края. Массовые библиотеки, обладая ценными краеведческими ресурсами, являются наиболее доступными широкому кругу читателей. Вероятно, потенциальное число потребителей краеведческой информации в массовых библиотеках, превышает их число в научных библиотеках.

Развитие библиотечного и библиографического краеведения на уровне массовых библиотек требует идентичного решения вопросов формирования фондов краеведческой литературы, организации обслуживания, библиографической деятельности в условиях публичных библиотек.

Краеведческий фонд ЦБС складывается из изданий, связанных своим содержанием с краем, независимо от места и времени издания. Но среди них немало таких, которые изданы специальными научными и учебными учреждениями, т.е. малодоступны. Видимо, в настоящий момент встала задача разработать в каждом субъекте Российской Федерации библиографическую модель ядра фонда краеведческой литературы. Начало тому положено в ряде областей и национальных республик России, но число таких “каталогов” еще незначительно. При их создании необходимо опираться на изучение потребностей читателей в краеведческой информации. Формирование библиографической модели ядра фонда краеведческой литературы позволит библиотекам активнее использовать фонды смежных библиотек, осуществлять докомплектование фонда, обмен краеведческими изданиями. При этом необходимо использовать единственный признак: локальное содержание произведения. Он должен лежать в основе создания и библиографической модели ядра фонда краеведческих документов. На наш взгляд, понятия “краеведческий документ” и “краеведческая литература” синонимичны. Дополнение через союз “и” (“или”) в определении термина второго признака документа (место издания) делает его расплывчатым.

Нам представляется, что при формировании фонда краеведческих документов как научной областной библиотеки, так и массовой должен быть использован единственный и единый признак документа. Местные же издания комплектуют областные библиотеки. Использование единственного признака краеведческого документа поможет и унифицировать учет работы библиотеки с краеведческой литературой.

В последние годы массовые библиотеки ведут большую работу по популяризации краеведческой литературы и краеведческих знаний. Организуются вечера, викторины, путешествия, краеведческие клубы при библиотеках и т.д. Характерно, что шире используются методы, предполагающие активное участие читателей.

Все чаще массовые библиотеки разворачивают библиографическую деятельность. И выражается она в создании не только справочно-библиографического аппарата, но и указателей литературы о соответствующих городах и районах. Это направление в условиях использования новых технологий, компьютеризации приобретает новые качественные черты. На наш взгляд, массовые библиотеки в целях распространения краеведческих знаний среди молодежи могут вернуться к малым формам библиографических пособий: “Памятки читателям”, “С чего начать?”, “Что читать дальше?”, “Круг чтения” и др. Они позволяют привлечь внимание читателей к краеведческой литературе, помогут в формировании интереса к ней. К сожалению, массовые библиотеки слабо используют библиографические средства популяризации (рекламы) краеведческих изданий. Можно назвать лишь десяток ЦБС, в которых краеведческая библиографическая информация стала неотъемлемой частью библиотечного краеведения.

Hosted by uCoz