ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ И
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
История возникновения и деятельности публичных библиотек самым тесным образом связана с признанием важности непрерывного и всеобщего образования для профессионального и личного развития человека.
В 90-е гг. ХХ в. исходным пунктом и конечным результатом новой парадигмы развития образования стал человек, уровень его культуры и образования.
В ходе социально экономических преобразований в России почти каждому человеку пришлось столкнуться с ситуацией профессиональной востребованности на рынке труда.
Экономические преобразования общества вызвали появление новых профессий, групп и слоев общества. Среди них выделяется группа людей, которая пробует свои силы в предпринимательстве. На определенном этапе деятельности они начинают ощущать недостаточную грамотность в вопросах экономики, юриспруденции, маркетинга, менеджмента, рекламной сферы и т.д.
В середине 90-х гг. ХХ в. выяснилось, что значительная часть россиян, получивших высшее и среднее специальное образование при социализме, оказались безработными. Перестройка экономики привела к появлению еще одной категории граждан, как правило, временно не работающих, но желающих переквалифицироваться и работать в другой сфере и по другой специальности.
Большая часть именно этих категорий россиян пытается найти свое место на рынке труда, используя как организованные, так и неорганизованные формы учебы. До экономических реформ взрослые получали дополнительное образование преимущественно по интересам в области садоводства, прикладного искусства, ремесленных навыков и т.п. В основном это были люди от 45 лет и старше, теперь это более молодые люди – от 25 до 35 лет. Они отдают предпочтение тем специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда. Для этого им необходимо получить дополнительное, а во многих случаях и второе высшее образование.
В процессе получения вторых, смежных и дополнительных специальностей у взрослых появляется много проблем. И здесь неоценима помощь библиотеки, которая является связующим звеном, образовательным посредником между желающими получить дополнительное образование и местом его получения. Особенно эта проблема актуальна в малых городах, в которых открываются филиалы высших и средних специальных учебных заведений. Учащиеся пользуются фондами городской библиотеки, которая, в свою очередь, пытается корректировать свою деятельность с учетом вновь возникающих запросов.
Одной из задач публичной библиотеки является сбор и организация информации таким образом, чтобы ее можно было легко найти, а также распространить среди населения в соответствии с потребностями разных групп. Реализация этой задачи происходит в виде создания новых структурных подразделений – центров “деловой” и “правовой” информации, услугами которых могут пользоваться различные категории читателей. Библиотека организует тематические выставки, информирует о новых поступлениях, предоставляет подборки литературы. Важным моментом деятельности библиотеки является также подготовка и издание тематически библиографических сборников, из которых пользователь может получить информацию о литературе по интересующей его проблеме.
Создание подобных центров в небольших городах сопряжено с рядом трудностей. Важнейшей из них является компьютерное обеспечение библиотек провинции.
Публичным библиотекам малых городов России еще предстоит решить следующие задачи:
1) глубокое осознание библиотечными работниками первостепенной роли библиотек в образовании;
2) рост услуг в помощь образованию;
3) организация взаимодействия с широким кругом организаций разного уровня;
4) реализация издательских программ.