БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И
ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Публичные библиотеки всегда выполняли терапевтические функции, содействовали профилактике и преодолению кризисного душевного состояния читателей, их психологических стрессов, внутриличностных и межличностных конфликтов. Интерес к психотерапевтическому потенциалу книги и чтения проявлялся давно. В 20–30-е гг. были разработаны общие требования к проведению психотерапевтического и психологического просвещения в рамках библиотерапевтической работы (Ю.Ю. Бехтерев, Б.О. Борисович, В.А. Невский). В 70–90-е гг. основное внимание было сосредоточено на терапевтическом потенциале текстов, их классификации и выявлении терапевтических характеристик, на разработке специфической, неспецифической, клинической, развивающей, интерактивной и других видов библиотерапии (А.М. Миллер, И.З. Вельвовский, В.И. Малинина, А.Е. Алексейчик, А.Е. Шапошников, К.И. Воробьева).
Библиотерапия – междисциплинарная отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы различных жанров, типов и разновидностей. Основы этого знания созданы объединенными исследовательскими усилиями библиотековедов, медицинских терапевтов, книговедов, психологов, невропатологов, психиатров, педагогов и социальных работников. В последнее время наметилась тенденция роста внимания к библиотерапии со стороны социологов, работающих, прежде всего, в рамках конфликтологической парадигмы. Коллективными усилиями доказано, что библиотерапия (наряду со смехотерапией, ароматерапией, музыкальной и т. п.) приводит в действие психический механизм вытеснения отрицательных эмоций положительными, предотвращая тем самым губительные воздействия негативных эмоций как на биохимические, физиологические процессы, происходящие в человеческом организме, так и на социальное поведение людей (Ф. Е. Василюк, П. Глева, Л. Гозман, М. А. Уолш).
В Алтайском крае библиотерапевтические разработки реально осуществляются с середины 80-х гг. кафедрой библиотековедения АГИИК и АКУНБ им. В.Я. Шишкова. Велись они и краевой юношеской библиотекой. При этом исследования, проводимые сотрудниками библиотек края, укладываются в традиционное библиопсихологическое русло, начертанное, по сути дела, еще Н.А. Рубакиным. Они принципиально отличны от разработок кафедры библиотековедения, преподаватели и студенты которой стремятся изыскать способы библиотерапевтического воздействия не только и не столько на отдельно взятую личность, сколько на группы психически однородных (в основных характеристиках) и явно не страдающих расстройствами психики людей.
По нашему мнению, разработки библиотерапевтических рекомендаций, в том числе списков рекомендуемой литературы, должны осуществляться с учетом, прежде всего, социального статуса, положения в обществе и микросоциумах (семье, трудовом коллективе и т.п.), ибо общность социально-статусных позиций – главный фактор, порождающий схожесть психического реагирования людей на социальные раздражители. Концепция библиотерапии, исповедуемая кафедрой, имеет, таким образом, не психологические, а социологические истоки. Библиотерапия, в нашем понимании, один из возможных методов восстановления (реабилитации) жизненных сил человека, способный стать достаточно эффективным проявлением социальной логотерапии.
Наш опыт свидетельствует о возможности и актуальной потребности использования библиотерапии в гораздо более широких масштабах, во всех публичных библиотеках, а также при библиотечном обслуживании на дому. Серия экспериментов, проведенных кафедрой библиотековедения, убедительно показала, что один и тот же литературный источник, рекомендованный психотерапевтами, скажем, для лиц, находящихся в состоянии фрустрации, вызывает у одних рост агрессивности и конфликтности, а у других – подавленности и депрессии. Выяснение причин подобных (парадоксальных с точки зрения традиционного осмысления библиотерапии) феноменов убеждает нас в истинности заключения, согласно которому психотерапевтическое понимание возможности библиотерапии не безупречно, узко, нуждается в существенной корректировке в аспекте признания первостепенной значимости системного характера взаимодействия жизненных сил людей. Игнорирование социально-статусных позиций и ролей личности, степени ее материального достатка, этнической ментальности, уровня религиозности, специфики ее социального пространства и времени, социально-политических, этических и эстетических ценностей, других ее социальных жизненных сил ведет к таким результатам библиотерапевтического вмешательства, которые противоположны ожидаемым только по психотерапевтическим соображениям.
Современные библиотерапевты, в принципе, не во всех деталях знают, как и каким индивидам следует рекомендовать художественную литературу того или иного жанра и автора, чтобы нормализовать их психику. С этой высоты предстоит сделать новый шаг вперед. Следует получить информацию о том, каким образом с помощью литературы (не только художественной, но научной и публицистической) можно влиять на социальное поведение людей, выбор и корректировку ими своих жизненных стратегий и тактик. Библиотерапия может и должна стать средством минимизации социальных аномалий, одной из социальных технологий, нормализующих жизнь всего общества.