НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА ЯЗЫКЕ ОРИГИНАЛА
Образование взрослых – одна из важнейших характеристик современной эпохи. Сейчас невозможно ограничиться знаниями, полученными в детстве и юности. Тенденция к глобализации способствует неослабному интересу к чтению литературы на языке оригинала.
В настоящий момент, когда наша страна переживает критический период своего развития, возрастает роль научных знаний. Посмотрев на историю европейских народов, можно обратить внимание на закономерную связь эпох разнообразных социальных реформ и активизации научной деятельности. Это не удивительно, так как быстрые перемены требуют осмысления для выбора верного направления движения. А при ускорении любого процесса возрастает возможность разнообразных ошибок. Соответственно возрастает роль научных знаний и образования для выбора правильных, безопасных путей решения возникающих задач.
Как положительный факт можно отметить, что, несмотря на смену ценностных установок в нашем обществе, авторитет образования остается высоким. Это проявляется в росте числа образовательных учреждений, количества студентов. Повышается и роль библиотек в этом процессе.
В силу типологической функции накопления и систематизации иностранной литературы в отделе литературы на иностранных языках Самарской областной универсальной научной библиотеки сконцентрирована самая репрезентативная часть зарубежной литературы на языке оригинала в регионе.
В данной работе поставлена цель проследить динамику чтения научной литературы на иностранных языках по отраслям знаний и количеству читателей.
В структуре выданной читателям литературы из года в год увеличивается число периодических изданий (21361 в 1996 г. и 22167 в 1999 г.). Наблюдается также тенденция увеличения выдачи литературы на языке оригинала по социально-политическим (29451 в 1996 г. и 32540 в 1999 г.), естественным наукам (2911 в 1996 г. и 3510 в 1999 г.), технике, искусству по отношению литературе в помощь изучающим иностранные языки (40308 экз. такой литературы было выдано в 1996 г. и 3744 в 1999 г.). Таким образом, книги на иностранных языках перестают быть средством изучения языка, а приобретают самостоятельное значение для углубления и расширения профессиональных специальных знаний.
Количество читателей в отделе литературы на иностранных языках в 1998 г. составило 3737 человек, в 1999 г. – уже 4102 человека. Увеличилась и доля специалистов с высшим образованием – в 1998 г. их насчитывалось 1808 человек (48%), а в 1999 г. – уже 1998 (49%). Соответственно растет и количество читателей – студентов вузов.
В нашем обществе интерес к культуре не угасал никогда. И сейчас он продолжает одухотворять жизнь людей. Не случайно постоянно растет число читателей в библиотеках. Термин “библиотека” в человеческом восприятии неразрывно связан с термином “культура”. По одному из определений, культура – это совокупность достижений людей. И именно библиотеки являются одним из главных хранилищ накопленной литературы. Академик Д.С. Лихачев отметил, что библиотеки являются базисом цивилизации. К сожалению, в современном обществе часто забывают об этой высокой миссии библиотек, сводя ее к узкой утилитарности, явно недооценивается то, что деятельность библиотек наряду с другими информационными учреждениями обеспечивает уровень развития экономики, науки, образования, и, в конечном итоге – уровень благосостояния нации.