ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Известно, что основной целью функционирования крупного информационного центра является переработка мирового потока литературы и подготовка информационных продуктов. Известно также, что после изучения информационных изданий и баз данных пользователь стремится удовлетворить свои потребности в получении оригинала или копии отраженного в информационном продукте документа. Также очевидно, что поступающая литература, после технологической обработки должна быть сформирована в фонд, на основе которого должно существовать информационно-библиотечное обслуживание, позволяющее пользователю получить для ознакомления оригинал первоисточника или его копию.
Казалось бы, что последнее требование очевидно и бесспорно. Однако существуют неоднозначные, диаметрально противоположные точки зрения на эту проблему, одна из которых, наряду с уже приведенной, заключается в полном отказе в качестве основной задачи информационного центра рассматривать задачу предоставления первоисточников. Хотя сторонников этой точки зрения остается все меньше, это не позволяет еще добиться официального признания законного существования в информационном центре библиотеки с полным необходимым составом библиотечно-информационных функций.
Поэтому происходит постепенное наращивание функциональных задач, совершенствование организации фонда, расширение обслуживания и применение современных информационно-библиотечных технологий в рамках существующих в информационном центре структурных подразделений. При этом выполнение этих функций вследствие недостатка штата и финансового обеспечения ложится на плечи сотрудников, должностные обязанности которых эти задачи не включают.
ВИНИТИ в последнее время значительно расширил спектр информационно-библиотечных услуг, поставив цель наиболее полного информационно-библиотечного обслуживания первоисточниками внешних пользователей как на основе своих фондов, так и на основе применения возможностей удаленного и локального доступа к полным текстам электронных изданий.
Имея представительный фонд первоисточников хронологической глубиной с 1987 г., включающий более 1 млн. экземпляров периодических и продолжающихся изданий, книг, депонированных рукописей и других видов первичных документов, 70% из которых составляют иностранные источники, ВИНИТИ расширяет возможности его использования.
Имея в виду, что информационные продукты ВИНИТИ отражают не весь содержательный состав фонда, решена задача наиболее полного представления состава фонда посредством электронного каталога, доступного через Интернет, отражающего в настоящее время периодические и продолжающиеся издания с 1995 г. Предоставлена также возможность внешним пользователям заказывать копии через Интернет как с использованием электронного каталога, так и без него.
Учитывая тот факт, что ВИНИТИ использует для наполнения своих информационных продуктов фонды других библиотек, расширяется взаимодействие с этими и другими библиотеками России с целью наиболее полного удовлетворения запросов пользователей на копии первоисточников, в том числе с применением технологии электронной доставки документов.
Каждый заинтересованный пользователь может посетить подразделение ВИНИТИ, предоставляющее информационно-библиотечные услуги, ознакомиться с традиционным каталогом, получить первоисточник для просмотра в читальном зале и заказать необходимые копии. Копии предоставляются как в бумажном, так и в электронном виде. Для удаленного пользователя предоставлена возможность электронной доставки документов посредством электронной почты. Электронная почта находит все более широкое применение как для получения справочно-библиографической информации, так и для заказа и получения копий.
ВИНИТИ расширяет также услуги по предоставлению приходящим читателям и удаленным пользователям копий статей из электронных изданий, доступных как через Интернет (электронные журналы издательств Elsevier, Springer и др.), так и в локальном доступе (в частности полнотекстовой БД ADONIS). Копии статей из этих БД могут быть распечатаны, переписаны на дискету пользователя, либо переданы в виде файлов по электронной почте. Сведения о предоставляемых услугах в части информационно-библиотечного обслуживания размещаются на сайте ВИНИТИ наряду с другими информационными услугами.
Все перечисленные функции в значительной степени пересекаются с функциями библиотек. Однако существует одна, очень существенная особенность информационно-библиотечного обслуживания в информационном центре, которая отличает его от библиотек. Особенность эта – многоцелевое использование первоисточников, результатом которого является значительное запаздывание поступления первоисточников в фонд для обслуживания внешних пользователей. Первоисточники в этом случае являются вторым (или третьим) контуром предоставляемой информационным центром продукции. Читатель, или внешний пользователь, здесь не является основным потребителем первичной информации. Возможно, что эта двойственная функция первоисточников и играет главенствующую роль в сложившейся точки зрения на библиотеку как структурную единицу в информационном центре.