МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦДИ ТУЛЬСКОЙ ОУНБ)
Предприятия в период распада старой системы управления экономикой столкнулись с острой проблемой получения деловой и коммерческой информации, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка. Начало активного перехода к внедрению рыночных отношений показало отсутствие в России секторов информационного рынка, способных обеспечить информацией такого характера.
Библиотеки как информационные центры оказались не подготовленными к удовлетворению запросов новой категории пользователей (предпринимателей). В связи с возникшими трудностями в системе финансирования, а также консервативностью традиционного механизма формирования информационных ресурсов библиотеки не могли рассчитывать на полноценное комплектование необходимой информацией.
В определенной степени решением проблемы явилось создание в структуре государственных библиотек подразделений, специализирующихся на сборе, обработке и доведении до потребителей деловой информации.
Центр деловой информации (ЦДИ) Тульской областной универсальной научной библиотеки организован в 1995 г. Главными задачами ЦДИ являются:
·информационное обслуживание юридических и физических лиц деловой (коммерческой, финансовой, биржевой, статистической) информацией;
·формирование и пополнение фонда деловой информации;
·постоянное изучение российского и регионального рынка информационных услуг;
·маркетинговые исследования информационных потребностей предприятий и организаций области;
·выявление потенциальных пользователей и привлечение их к обоюдовыгодному сотрудничеству;
·сотрудничество с ведущими фирмами, работающими на рынке деловой информации с целью предоставления информации по Тульскому региону в информационном пространстве России и зарубежных стран;
В результате анализа информационных запросов работа Центра по накоплению и доведению до потребителей деловой информации в настоящее время условно организована по четырем уровням:
1) областной;
2) межрегиональный;
3) всероссийский;
4) внешнеэкономический.
Областной уровень. Для удовлетворения потребностей пользователей в краеведческой деловой информации разработан и реализуется проект “Создание краеведческой базы данных коммерческой информации. Производители товаров и услуг Тульской области” – новое направление в краеведческой работе библиотек:
·определены эффективные методы сбора, обработки, хранения и доведения до потребителей краеведческой коммерческой информации на базе ЦДИ ТОУНБ и ЦБС области;
·с администрацией области решен вопрос о предоставлении программного обеспечения, что позволяет ЦДИ вести базу данных в соответствии с нормами и стандартами, принятыми в органах власти Тульской области и производить взаимовыгодный обмен накопленными информационными ресурсами;
·проведены консультации и семинар-практикум для работников ЦДИ, библиографов ЦБС;
·ежегодно проводится анкетирование более 1500 предприятий и организаций области по вопросам:
а) номенклатура предлагаемых продукции и услуг – с целью определения состояния тульского товарного рынка;
б) коммерческие показатели – с целью определения финансового состояния и производственных способностей тульских компаний.
Реализация данного проекта позволяет:
·создавать собственные востребуемые информационные ресурсы, что особенно актуально в виду фактического отсутствия данного рода информации в области и крайне неэффективной организации доступа к имеющимся материалам;
·формировать областную систему сбора, обработки, хранения и доведения до потребителей деловой информации на основе современных методик и с использованием новых информационных технологий;
·активизировать деятельность ТОУНБ и ЦБС с предприятиями и организациями области;
·изучать информационные потребности промышленников и предпринимателей;
·с точки зрения истории развития и современного состояния предприятий и организаций области значимость подобной информации как депозитариев краеведческой информации переоценить трудно, и она будет увеличиваться из года в год по мере накопления ретроспективного материала.
Итоги реализации проекта. В настоящее время усилиями сотрудников ЦДИ ТОУНБ и ЦБС области без привлечения финансовых ресурсов создана БД “Производители товаров и услуг Тульской области”, содержащая информацию о 7 тыс. хозяйствующих субъектов Тульской области и являющаяся самой полной из аналогичных баз, предлагаемых другими организациями.
Информация из этой базы уже нашла своих постоянных потребителей. Это не только предприниматели, но и администрация города и области, крупные промышленные предприятия, общественные организации Тулы и области.
Наличие данной информации позволяет ЦДИ ТОУНБ организовывать полноценную работу на межрегиональном, всероссийском и внешнеэкономическом уровнях.
2. Межрегиональный уровень. Для обеспечения пользователей деловой информацией по Центральному и Центрально черноземному району ЦДИ вошел в состав информационно-маркетинговой системы “Экономическое пространство Центрально-Черноземного района России”, которая создана в октябре 1999 г. как инструмент деловых людей на основе современных информационных технологий и средств массовой информации. Основателем системы “ЭкПро” является курская фирма “Проект-партнер 2000”. Система направлена на ускоренное формирование регионального рынка Центрально-Черноземного района России и предусматривает как постоянное присутствие на экономическом пространстве региона деловой, коммерческой и рекламной информации о предприятиях региона, так и своевременное обеспечение разносторонней рыночной информацией деловых людей разных категорий и квалификаций.
Данная информационно-маркетинговая система предназначена для предприятий, организаций и учреждений, имеющих достаточно постоянные интересы к региональному рынку и проводящих активную политику по расширению рынков сбыта, повышению своего имиджа и конкурентоспособности.
3. Всероссийский уровень. За годы своей работы ЦДИ ТОУНБ заслужил высокий авторитет не только в городе, но и стал известен далеко за пределами Тульской области. Об этом красноречиво свидетельствует постоянный рост количества запросов, поступающих в ЦДИ из других регионов, а также желание таких известных на российском и зарубежном рынке деловой информации фирм, как АДИ “Бизнес-карта” и “Коmpass International”, сотрудничать с Центром деловой информации ТОУНБ. С ноября 1998 г. ЦДИ – региональный представитель Агентства деловой информации “Бизнес-карта”, что позволяет пополнять фонд деловых справочников и баз данных по России и СНГ за счет предоставления в АДИ информации по Тульскому региону. Благодаря этому сотрудничеству значительно расширился и спектр услуг ЦДИ. Теперь в центре можно приобрести более 400 наименований деловых справочников и баз данных по всем секторам экономики, выпускаемых агентством, воспользоваться услугами прямой почтовой рассылки рекламных материалов заказчика, осуществить компьютерный подбор деловых партнеров, сформировать индивидуальную БД, заказать маркетинговое исследование по любому сектору рынка без географических ограничений.
Внешнеэкономический уровень. В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности Тульского региона ТОУНБ подписано соглашение о сотрудничестве с Российским информационным центром по вопросам внешней торговли при Министерстве торговли РФ. Основная задача данного сотрудничества – донести до заказчика нужную информацию для принятия эффективного решения, профессионально поддержать интересы тульских предприятий при выходе на зарубежный рынок. Это включает как обработку и продвижение коммерческих предложений, экспертную оценку ситуации на рынках товаров и услуг, селекцию партнеров, так и содействие в подготовке и исполнении внешнеторговой сделки, в том числе подбор профессиональных операторов рынка, необходимых для исполнения сделки (транспортные и страховые компании, кредитные и лизинговые организации и др.) Благодаря соглашению с РЦВТ ЦДИ ТОУНБ получил доступ к информации по экспортно-импортным операциям России и электронной коммерческой информации из всемирной сети 156 международных внешнеторговых центров (трейд-пойнтов).
В результате проделанной работы ЦДИ ТОУНБ сформировал самый большой и упорядоченный в Тульском регионе фонд деловой информации и обеспечил доступ своих пользователей к имеющимся и привлекаемым информационным ресурсам.
ЦДИ ТОУНБ участвует во всех городских выставках, ярмарках, съездах, конференциях, совещаниях, чтобы продемонстрировать свои возможности, привлечь деловых партнеров.
Одна из главных целей ЦДИ ТОУНБ – переломить в обществе стереотип в отношении к библиотеке только как к хранилищу древностей, доказать их необходимость в повседневной деятельности каждого делового человека, дойти до каждого предприятия, предпринимателя, чтобы наши информационные возможности были востребованы и эффективно использованы в интересах подъема экономики региона.