Езова С.А.

ЧИТАТЕЛИ О СОБЛЮДЕНИИ БИБЛИОТЕКАРЯМИ

НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Проблема является особенно актуальной в свете обсуждения в отечественном библиотековедении Кодекса профессиональной этики библиотекаря. Опрос около 300 читателей (учителей, работников библиотек, сферы торговли, врачей, пенсионеров, студентов и др. категорий) в филиалах ЦБС гг. Улан-Удэ и Читы в 1999 г. студентами библиотечного факультета ВСГАКИ позволил посмотреть их глазами на реализацию библиотекарями в своей профессиональной деятельности требований и норм этики.

Профессиональная этика предполагает профессионализм и высокий уровень коммуникативной культуры библиотекарей. Основываясь на своей читательской практике большинство опрошенных (88% женщин и 69% мужчин) отметили, что их обслуживали в разные годы в разных библиотеках компетентные библиотекари, которые оперативно, полно выполняли их запросы, информировали о путях поиска информации, помогали работать с каталогами, справочной литературой и т.д. 73% опрошенных встречали библиотекарей, владеющих коммуникативной компетентностью, проявляющейся через невербалику (внешний облик, улыбку, взгляд и др.), умением понимать, слушать, вести диалог в уважительной манере и др.

Однако 50% опрошенных сталкивались с библиотекарями, которые игнорируют свои профессиональные обязанности (заняты во время работы посторонними делами, формально относятся к запросам читателей, разговаривают по телефону по личным делам в присутствии читателей и др.). 61% опрошенных встречал библиотечных работников, нарушающих нормы профессиональной морали (это проявляется через язык телодвижений: отталкивающий внешний вид, жесткие интонации в голосе, взгляд поверх очков, вызывающая улыбка и др. и вербальный язык: некорректное обращение к читателю, менторские интонации в голосе, многословие и т.п.).

Читатели сопровождали ответы примерами о неуважении библиотекарем их чести и достоинства, суть которых сводится к тому, что библиотекарь ведет себя как нянька или надзиратель. Их шокирует властное, доминантное отношение к себе, упреки, придирки, подтрунивание, насмешки, явное оскорбление, хамство и т.д. и т.п. Читатели были свидетелями перебранок между библиотекарями в их присутствии, т.е. проявления нездорового психологического климата в коллективе библиотеки.

Термин цензура не употреблен ни одним читателем, хотя явление цензуры имеет место в библиотеках. Рассмотрим ее проявление только через факты, на которые ссылались читатели: библиотекарь настойчиво отговаривал читателя взять книгу, которую он выбрал, библиотекарь навязывал читателю книги с выставки, не разрешал пользоваться книгами, которые экспонируются в шкафу, закрытом на замок и др. Подобные примеры характеризуют авторитарный подход библиотекаря к читателю, нарушение свободы выбора и других этических норм.

Лишь пятая часть читателей отметила, что библиотекари не рекомендовали им книги, когда их об этом не просили, не навязывали своего мнения, не вмешивались в их чтение и не “приставали” с советами. 29% читателей указали на нарушение свободы доступа к информации, в частности, это выражалось в ответах об отсутствии в библиотеке книг, отмеченных в каталоге, отсутствии возможности выхода в Интернет и т.п.

У некоторых читателей укоренилось мнение, что библиотекари прячут хорошие книги и они “ходят” среди знакомых библиотекарей. Остродефицитные книги читатель не может получить и в читальных залах (по психологии, маркетингу, юриспруденции и др.), причем на протяжении нескольких месяцев. По догадке читателя, они на руках у знакомых, родственников библиотекаря.

Исходя из данных опроса, для большинства читателей не актуализирован вопрос о конфиденциальности в общении с библиотекарем. Может быть, это обусловлено тем, что у большинства читателей не нарушались их права в этой сфере. Было всего нескольких ответов, в которых читатели отмечали: “подшучивал над моим выбором при других читателях”, “показал при мне формуляр одного читателя другому”, “неодобрительно отзывался о чтении студента К. в присутствии педагога” и т.п. Как видим, нарушение конфиденциальности чтения читателей происходит по причине невысокой коммуникативной культуры этих библиотекарей.

В итоге целесообразно заметить, что читательская память опрашиваемых содержит воспоминания о библиотекарях, соблюдающих и не соблюдающих нормы профессиональной этики. Первых больше, однако вторые оставили у читателя следы огорчения, дискомфорта, плохого настроения от общения с ними.

В целом результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости осознания библиотекарями значимости норм профессиональной этики, их изучения и соблюдения в профессиональной деятельности.

Hosted by uCoz