ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ И ЧИТАТЕЛЯ
Проблема общения, как известно, носит многогранный, полифункциональный характер, изучаемый как на общефилософском, психологическом, социологическом, так и на библиотековедческом уровнях.
В библиотековедческих исследованиях ведущих специалистов страны, разрабатывающих проблемы библиотечного общения, оно понимается как “…специфическая форма взаимодействия, обусловленного чтением, разысканием нужной литературы, обсуждением прочитанного”. Библиотечное общение имеет свою специфическую особенность, обусловленную процессом чтения, как таковым. Который, однако, до настоящего времени не получил своего окончательного научного определения поскольку его изучение связано с такими науками, как философия, психология, физиология, социология, лингвистика, информатика, библиотековедение и т.д. Данный процесс также носит комплексный полифункциональный характер.
Однако проблема общения представляет интересует с точки зрения проявления в ней психологической связи, существующей между психикой потребителя информации и ее документальным источником, находящимся в области информационных фондов библиотеки.
Во-первых, основной целью, с которой читатель приходит в библиотеку, является необходимость узнавания нового, желание познакомиться с новым романом, повестью, эссе, новым научным исследованием, т.е. тогда, когда человеком осознается определенная недостаточность знаний по тому или иному вопросу. Согласно нашей концепции, когда у человека в сознании имеется определенный психологический образ-представление необходимого ему предмета, его информационной потребности, тогда читатель обращается в библиотеку для нахождения, отыскания, “встречи” в информационном фонде с документальным предметом его информационной потребности.
Во-вторых, данный психологический образ-представление документального предмета информационной потребности человека формулируется им в виде информационного запроса, с которым он и обращается к библиотекарю, придя в библиотеку, с целью получения помощи в отборе, нахождении, обнаружении необходимого ему документального предмета его информационной потребности в каталоге, библиографическом указателе, в информационном фонде.
Удовлетворение информационного запроса является в этом случае основным предметом разговора, диалога, предметом общения библиотекаря и читателя, вокруг которого осуществляется вся структура деятельности по общению между партнерами. Кроме того, информационный запрос, с нашей точки зрения, является средством реализации, средством выражения указанной нами психологической связи, существующей между психикой потребителя информации и ее документальным источником, находящимся в области информационных фондов библиотеки.
Следовательно, основная роль и предназначение библиотекаря, с точки зрения функционирования данной связи, сводится к роли помощника или посредника в реализации данного соответствия. Поэтому трудно не согласиться с автором, утверждающим, что “...основным условием библиотечного общения между библиотекарем и читателем является то, насколько его содержание и характер соответствует и потребностям и интересам читателя”.