ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ЦНСХБ РОССЕЛЬХОЗКАДЕМИИ,
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ СПРОС, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Задача изучения информационных потребностей пользователей ЦНСХБ, контингента пользователей библиотеки, структуры их информационных потребностей решалась в ряде исследований. В рамках исследования “Оптимизация информационного обслуживания сельскохозяйственной науки и практики РФ” была проанализирована проблемная ситуация, в которой оказалась библиотека, раскрыты причины спада основных производственных показателей ее деятельности, дана характеристика качественного пересмотра и формирования параметров рациональной системы библиотечно-информационного обслуживания пользователей АПК на основе использования новых информационных технологий и маркетинговых исследований.
Одним из практических результатов данного исследования было наиболее детальное изучение информационных потребностей пользователей ЦНСХБ путем внедрения компьютерных технологий в библиотечный процесс – “Запись читателей”, включая уточнение специальностей пользователя, области знаний и его образовательного ценза.
Реализация проекта “Пользователи ЦНСХБ” послужило основанием для наполнения базы данных, которое осуществляется при перерегистрации пользователей библиотеки с помощью организованного в секторе записи читателей АРМ регистратора. К сожалению, к 2000 г. библиотека только подошла к автоматизированному заказу документов из фонда, но проведенный в традиционном режиме анализ позволил сделать выводы о необходимости создания на основе существующей в ЦНСХБ интегрированной автоматизированной библиотечно-информационной системы технологии многоаспектной статистической оценки читательского спроса и обратной связи.
Изучение информационных потребностей пользователей ЦНСХБ было проведено на основе анализа информационных запросов по проблеме “Плодородие почв” (1999). Проанализировано 57,3 тыс. читательских требований, в числе которых проблематика “Плодородие почв” занимает 1,8%. Были выявлены наиболее спрашиваемые иностранные журналы, хронологические рамки наиболее запрашиваемых изданий. Однако ручная обработка читательских требований является достаточно трудоемкой, а выводы весьма ограниченны. Обработка одного читательского требования требует около 1,92 минуты.
Исследование еще раз доказало целесообразность использования компьютерной технологии при анализе информационных потребностей пользователей ЦНСХБ.
Для реализации данного проекта в ЦНСХБ уже есть три составляющие:
Предполагается, что будет разработано Техническое задание “Читательский спрос”, проведено предпроектное обследование существующих программно-технологических и технических ресурсов, выбраны технологические, программные и технические решения.
Анализ информационных потребностей пользователей на основе анализа читательского спроса требует разработки алгоритмов извлечения информации из баз данных регистрации читателей и электронных каталогов книг и журналов. Все эти базы основаны на программном пакете ISIS. Изучение пакета показывает, что он не обладает достаточными возможностями для формирования необходимого набора статистических таблиц, построения графиков и диаграмм и т.п.
Существуют специальные программные продукты для проведения статистического анализа. Однако стоимость таких программных продуктов высока и мы будет использовать имеющиеся в библиотеке программные средства Microsoft Office. В состав этих средств входит СУБД “Access”, комплекс работы с электронными таблицами “Exel” и текстовый редактор “Word”. В совокупности эти программы позволяют разработать производственный продукт для изучения информационных потребностей.
Таким образом, для формирования необходимой программно-технологической среды потребуется: изучить форматы данных, отражающих категории пользователей, электронного каталога, на базе которых осуществляется сбор сведений о движения документов, исследовать возможности программных средств Microsoft Office, обеспечивающих решение задачи анализа; разработать алгоритмы и написать программы для отбора необходимых данных из вышеназванных баз данных, макросы или другие необходимые процедура для среды Microsoft Office.