ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ истории развития библиотерапии в России позволяет выделить основные исторические этапы: 1 этап – 20–30-е гг.; 2 этап – 40–50-е гг.; 3 этап – 60-е гг.; 4 этап – 70–90-е гг. Критерием периодизации истории библиотерапии являются изменения места и роли психологии в жизни общества (и библиотерапии в том числе). Как известно, социально-политическая ситуация часто диктует ход науки, обусловливает ее биографию.
В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем.
Важной общепсихологической категорией в библиотерапии является “личность”. Под личностью в психологии понимают человека, социального индивида, который объединяет в себе общественно значимое и индивидуально-неповторимое. В самом общем виде личность можно рассматривать как систему психических качеств и особенностей, которые определяют индивидуально-неповторимый способ ее активности и самореализации. Активность личности связана с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферой ее психики.
В библиотерапии с категорией “личность” связана разработка таких понятий как “личность читателя/пациента”, “личность библиотерапевта”, “читательское сознание”, “читательская самооценка”, “читательское поведение”, типология отклоняющегося поведения читателей-клиентов.
Наряду с названной категорией и понятиями в библиотерапии разрабатываются “терапевтическая классификация литературы”, “критерии отбора литературы с терапевтическим эффектом”, “библиотерапевтический потенциал книги”, “читательские предложения” и т.д.
В библиотерапии категория “деятельность” – одна из основополагающих при анализе взаимодействия и взаимоотношений в системе библиотерапевт-книга-читатель/пациент. С ней связаны “мотив чтения”, “клиническая библиотерапия”, “развивающая библиотерапия”, “библиотерапевтический процесс” “библиотерапевтические сеансы”, “интерактивная библиотерапия”, “специфическая и неспецифическая библиотерапия” и т.д.
Сложная и разветвленная система библиотерапии определяется комплексным характером предмета этой науки и многообразием задач, стоящих перед ней. Она опирается на глубинные закономерности психотерапевтического процесса, особую природу, психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Как наука библиотерапия должна охватывать всю совокупность достигнутых знаний по данному предмету, а также прогноз исследований и задачи познания проблем этого предмета. Исходя из этого положения, систему библиотерапии можно представить следующим образом:
I. Введение в библиотерапию.
I.1. Библиотерапия в системе научного знания.
I.2. Предмет, задачи и система библиотерапии.
I.3. История библиотерапии.
I.4. Принципы, категории и понятия библиотерапии.
I.5. Методы библиотерапии.
II. Книга как основание выхода на библиотерапию.
II.1. Книга как коммуникативный процесс.
II.2. Текст как объект смыслового анализа и восприятия книги.
II.3. Терапевтическая классификация литературы, критерии отбора.
III. Оздоровительные возможности библиотековедения.
III.1. Роль и место библиотеки в системе книжной культуры.
III.2. Классификация читателей, нуждающихся в психотерапевтическом воздействии.
III.3. Основные направления работы библиотеки в организации библиотерапевтических мероприятий.
III.4. Личность библиотекаря-библиотерапевта.
III.5. Профессиограмма библиотекаря-библиотерапевта.
III.6. Координация деятельности библиотеки по формированию личности читателя.
IV. Библиотерапевтические методы воздействия на личность читателя.
IV.1. Мотивация выбора ценностей библиотерапии.
IV.2. Клиническая и развивающая библиотерапия: технология реализации.
IV.3. Неспецифическая библиотерапия: контроль, эмоциональная переработка, тренировка, разрешение конфликта, успокоение, удовольствие, чувство уверенности в себе, высокая психическая активность, общее постоянное развитие.
IV.4. Интерактивная библиотерапия.