О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕКИ
Социокультурная роль библиотеки отражает в сущности то, чем библиотека полезна человеку и обществу.
Что же дает библиотека современному человеку и социуму?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к прошлому.
Один из дворцов Ашшурбанипала в Ниневии, в котором размещалась библиотека, назывался “Дом наставлений и советов”. На входе в крупное книгохранилище Рамсеса II близ Фив была надпись “Аптека для души”. Первый этаж здания двухэтажной библиотеки в г. Эфесе был украшен четырьмя женскими фигурами, олицетворявших Мудрость, Судьбу, Знание, Добродетель. Все названные выражения – символы библиотеки отражают то, что человек древности видел в ней. В ХVIII–ХIХ вв. библиотека ассоциируется с просветительской деятельностью: характерна в этой связи надпись над входом в Румянцевский зал Московского Публичного и Румянцевского музеев – “На благое просвещение”.
Какими символами обозначил бы современный человек библиотеку? Думается, что, скорее всего, это были бы “знание”, “информация”.
Как свидетельствуют социологические исследования, запросы современного читателя в основном носят деловой характер, он идет в библиотеку за информацией, знаниями. Знания должны помочь ему в учебе, поиске работы, получении квалификации, научной работе и даже в развлечении. Причем он не склонен терять время даром, ожидая информацию.
Поэтому символ современной библиотеки я бы сформулировала, используя один из рекламных слоганов: “информация”, “знания” – “здесь и теперь”. Для соответствия этому символу, библиотека должна использовать знаниевые, вопросно-ответные системы, Интернет и т.п.
Этот символ не исключает прежних. Информация, знания могут содействовать просвещению, мудрости, добродетели, влиять на судьбу. Современно звучат и первые два выражения – символа.
Сегодня мир становится все более сложным и многообразным. Человеку все труднее ориентироваться в нем. Меньше (в отличие от прошлого) ему может оказать помощь семья. И библиотека становится тем институтом, который содействует социальной и культурной ориентации(“Дом наставлений и советов”). Конечно, в этом процессе и школа, и СМИ, и домашние компьютерные средства играют важнейшую роль. Но последние не всем доступны. В контакте со школой и особенно СМИ человек выступает в пассивной роли, а библиотека может при осознании ее работниками важности своей задачи предоставить широкую возможность самостоятельного выбора.
Далеко не все люди по многим причинам, в том числе материальным, могут пойти в театр, в консерваторию и т.д. Поэтому публичные библиотеки собирают ежедневно значительное число тех, кто приходит сюда не только получить знания, но и эмоциональную разрядку, читая, участвуя в литературных вечерах, встречах и. т.п. Для этих людей библиотека – “аптека для души”, исцеляющая посредством книги, общения, дающая новые стимулы.
В библиотеке нуждаются прежде всего наименее обеспеченные люди, а также другие социально незащищенные группы пользователей. Публичная библиотека выступает гарантом социального минимума знаний, культурных навыков, которые должен получить современный человек. Библиотека тем самым содействует информационно – культурной защите человека и социальной устойчивости общества. В этом видится новый смысл просветительной роли публичных библиотек, которые всегда должны были посредством книги способствовать включению человека в жизнедеятельность общества.
Таким образом, современная библиотека,
продолжая на новой технической основе выполнять те роли, которые были у
нее в прошлом, все более обращается к человеку, развивает гуманистическую
составляющую своей деятельности.