ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ
Оформление современного интерьера библиотеки невозможно представить без наглядных средств. Особенно важно, чтобы все отдельные наглядные средства обладали художественными и эстетическими качествами. В противном случае, скажем, один плакат, грубо нарисованный, вызовет негативное эмоциональное восприятие и не запомнится. Наглядность, не ориентированная на читательские запросы, интересы, эстетические ценности, как правило, не достигает положительной цели.
Наглядные формы пропаганды литературы имеют огромные преимущества, так как напрямую связаны с процессом восприятия человеком визуальной информации. Без непосредственного знакомства с книгой, по библиографическому описанию, иногда трудно понять, нужна ли она. Как правило, читатель берет книгу и перелистывает ее. Живое созерцание, т.е. наглядное восприятие, является началом всякого познания. Данные многих исследований подтверждают, что 80 процентов информации он воспринимает с помощью зрения.
Наглядность в библиотеке в широком смысле слова – это не только разнообразные по видам книжные выставки, библиотечные рисованные, аппликативные и фотомонтажные плакаты, стенды, книжные витрины, печатная и рисованная реклама массовых мероприятий, красочное оформление каталогов и разделителей, но также художественные произведения: живописные картины и портреты, эстампы, монументальные росписи, скульптуры и книжно-газетная графика. Прекрасно смотрятся в библиотечном интерьере диаграммы, альбомы, статуэтки, керамика, макеты, глобусы и другие малые формы.
Несмотря на большой выбор наглядных средств, далеко не каждая библиотека отвечает сегодня эстетическим требованиям. В оформлении должна быть мера и художественный вкус. Сегодня уже редко встретишь библиотеки с книжными стеллажами в виде выставок, которые стоят сплошной стеной по 8–10 в ряд. Подобные интерьеры по внешнему виду напоминают устаревшие подсобные книгохранилища, где тесно, темно и не хватает воздуха. Следует избегать таких ошибок в планировке и размещении выставок. Недопустимы заглавия выставок и рубрик, вытянутые в длинные трудночитаемые строки. Работники библиотек могут на это не обратить внимания, а читатель выйдет из библиотеки сильно утомленным, так как медиками доказано, что объем зрительного внимания у взрослого человека не превышает 6–10 объектов, а детям 7–10-летнего возраста трудно сосредоточить внимание одновременно даже на трех–четырех.
Задачи современного эстетического оформления диктуют необходимость контрактов руководителей библиотек и художника-оформителя со специалистами по художественному оформлению и дизайну. Тем не менее основами эстетического оформления должен владеть любой библиотекарь.
Остановимся на наиболее широко употребляемых формах наглядной пропаганды книги.
Прежде всего, это книжная выставка. Ее основная цель – привлечь внимание читателей к книге. В условиях открытого доступа эффективны развернутые на столах или выставочных стеллажах книжные и книжно-иллюстративные выставки.
В зависимости от задач выставки могут быть: информационные, рекомендательные, тематические, новинок, к памятным датам, выставки-персоналии, мемориальные, “забытых книг”, жанровые, рекламные, передвижные, постоянные, обменные и т.д.
Работа по оформлению выставки выполняется в следующей последовательности:
1) определяются тема и читательское назначение;
2) составляется тематико-экспозиционный план;
3) подбираются иллюстративные материалы;
4) подбираются шрифты, определяется техника их изготовления;
5) определяется цветовое решение шрифта, фона и всего зрительного ряда выставки в интерьере.
При оформлении выставок следует помнить, что большое количество выставленных книг рассеивает и утомляет внимание читателей. В сельских библиотеках, где фонд небогат и читателя нужно привлекать активно, упор лучше сделать на эстетическом оформлении помещения. Рекомендуется использовать изомонтажи, фотомонтажи, изготовленные на основе журнальных иллюстраций.
Тематическая экспозиция. Правила ее организации:
·заголовки, рубрики и подрубрики должны быть краткими по форме и выразительными, соответствующими содержанию подборки книг на полках;
·цитата на книжной полке занимает центральное положение;
·все шрифты должны быть выдержаны в едином стиле;
·выставку не следует перегружать книгами.
Выставка будет полезной только тогда, когда четко определены целевое назначение, социально-возрастные и национальные особенности читательской аудитории.
Библиотечный плакат. Плакаты как наиболее мобильнее из всех жанров изобразительного искусства и графики в разные годы имели в своем развитии и применении взлеты и падения. Рисованные и печатные плакаты являлись наиболее доступным и распространенным элементом оформления в дни праздников и буден, велика была их просветительная и педагогическая функция. Сегодня, к сожалению, не может быть и речи о том, чтобы регулярно заменять печатные плакаты, так как многие выпускавшие их издательства, прекратили свое существование, хотя некоторые частные издательства все-таки занимаются плакатами. Однако при всех достоинствах печатного плаката у него есть один недостаток. Это слишком широкий, по сравнению с самодеятельным плакатом, его зрительский адрес. Современный библиотекарь непременно должен владеть техникой создания плаката.
Самодеятельный плакат, в отличие от типографского, более оперативен. Он позволяет быстро, по “горячим следам”, откликнуться не только на события международной и внутренней жизни города, села, страны, республики, но и на события, происходящие в данном коллективе. В этом его специфика, этим он особенно ценен для библиотечной работы. Нами выделяются следующие основные типы плакатов:
·пропагандистский, агитационный;
·рекламный, пропагандирующий часы работы библиотеки;
·рекламный, пропагандирующий книги по искусству, спорту, художественные, технические и т.д.;
·рекомендательно-библиографический;
·методико-педагогический;
·инструктивно-методический;
·информационный;
·плакат о сохранности книги.
Плакат с обобщенным рисунком, кратким текстом запоминается в два раза быстрее, чем перегруженный деталями, тем более, если учесть, что в библиотеке сотни книг “кричат” своими обложками. Не всякий плакат сможет “перекричать” этот “хор”.
Выбор шрифта. Современный шрифт в оформлении выставок – важнейший элемент рекламы книг, которая все более активно принимает участие в формировании читательского спроса и удовлетворении эстетических потребностей людей. Хорошо оформить информацию о массовых мероприятиях, заглавия книжных выставок, рубрики, цитаты, каталоги, плакаты невозможно без профессионально выполненного, легко воспринимаемого и красивого шрифта.