ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЯ
В современной профессиональной печати продолжается разговор о проблемах и перспективах современного теоретического библиографоведения. О.П. Коршунов рассматривает предпосылки и возможные основы создания общей библиографоведческой теории, позволяющей адекватно отразить многообразие библиографической практики и кумулировать уже разработанные теоретические концепции.
К числу основных теоретических концепций, существующих в отечественном библиографоведении, относятся, прежде всего, три взаимосвязанные концепции, в основе которых лежит один и тот же комбинированный признак: объект библиографирования и соответствующая этому объекту метасистема, в которую в качестве подсистемы не посредственно включена библиография. Это книговедческая, (А.Н. Барсук) документографическая (О.П. Коршунов) и идеографическая, или информографическая концепции (Н.А. Сляднева).
Наиболее радикальной концепцией, согласно которой объект библиографирования – любые информационные объекты, как документированные (тексты, произведения, издания), так и недокументированные (факты, идеи, мысли, чувства и т.п.) является и деографическая или информографическая концепция. Метасистема библиографии – весь универсум человеческой деятельности, а сама библиография квалифицируется как общечеловеческая, всепроникающая методическая отрасль типа статистики, математики, логики и т.п.
Сегодня неоднозначность библиографической деятельности очевидна. Очевидна и взаимосвязь различных теоретических воззрений. По этому для более точного изучения библиографических дисциплин на библиотечных факультетах представляется целесообразным знакомить студентов с основами нескольких библиографических концепций. Имеют право на существование когнитографическая (знаниевая) В.А. Фокеев; культурологическая (М.Г. Вохрышева) и другие концепции. В результате студенты получают не только разносторонние представления о библиографии и ее роли в обществе, но и возможность сравнить взгляды на изучаемый предмет. Это необходимо, прежде всего, для того чтобы научить студента масштабно, нестандартно мыслить, ориентироваться в разных теоретических представлениях о сущности библиографии. К тому же, все перечисленные концепции не противостоят друг другу, а носят частный характер, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте библиографии.
Библиографические концепции, в том числе и ведущая, – документографическая – рассматривают проблемы библиографической практической деятельности. Однако никакую деятельность, в том числе и библиографическую, нельзя втиснуть в рамки ее концепции. Любая деятельность всегда богаче, чем научное представление о ней. И, наверное, это хорошо, что наука не стоит на месте, что есть разные подходы и оживленные дискуссии, но вместе с тем главная задача состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между теорией и практикой.
В отечественном библиографоведении накопилось много проблем и, вероятно, пора подводить итоги.