К ОЦЕНКЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕТОДА ФОКУС-ГРУППА В БИБЛИОСОЦИОЛОГИИ
Одним из нетрадиционных методов изучения и оценки, позволяющим дать более адекватную характеристику явлениям и процессам социокультурной ситуации, является фокус-группа.
Как и любой метод исследования, фокус-группа имеет достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся точная достоверная фиксация происходящего; субъективное управление ситуацией, так как организатор может взять на себя функции модератора. Недостатки – существенные интеллектуальные, временные и материальные затраты при проведении исследования. Непродуктивные потери времени происходят на этапах: отбора участников группы, проведения нескольких фокус-групп. Вероятно, по этому в методиках предусматривается жесткий хронометраж процесса (разминка 10 минут, продолжительность группового обсуждения 40 мин. – 2 час.). Для экономного использования времени аудитории существуют специально разработанные методики погашения конфликтов, а также качественная “очистка” групп с помощью отвлекающего опроса.
Интеллектуальные затраты менее поддаются подсчетам. Отмечается особая сложность разработки оригинальных анкет для отбора участников, выбора темы собеседования. Проблематичным, особенно на начальных этапах, является разработка путеводителя для модератора. Иностранные специалисты склонны отдавать роль модератора представителям общественных наук. Это решение не соответствует позиции представителей библиотековедения.
Привлечение специалиста со стороны на роль модератора может привести либо к неуправляемому процессу в фокус-группе в связи с отсутствием специальных знаний у модератора, либо к превращению всего процесса исследования в форму диалога – нескончаемому перечислению жалоб со стороны участников, которые могут увидеть в модераторе заинтересованное лицо, обладающее полномочиями им помочь.
Первая попытка освоения методики фокус-группы в региональном библиотековедении предпринята в рамках исследовательской программы “Тенденции изменения социальных функций публичных библиотек в современной России”.
Цель исследования: изучение динамики преобразования функций библиотеки; определение значимости глобальной их социализации для пользователя.
Задача исследования: выявить аспекты преломления проблем адаптации библиотек в сознании представителей различных страт общества.
В качестве испытуемых избраны группы:
·будущие профессиональные библиосоциальные работники;
·специалисты и пользователи библиотек для слепых;
·специалисты-эксперты (библиотековеды и социальные работники).
База наблюдения:
·система сервиса специальных библиотек для слабовидящих;
·система сервиса социальных центров;
·пакет учебно-методического обеспечения библиосоциального образования.
Обоснование и характеристика групп:
Студенты библиотечного факультета АГИИК, прошедшие производственную практику в социальных службах (пилотажный вариант фокус-группы). Цель – выявление уровня теоретической подготовки и ее востребованности на практике.
Как качественный метод исследования фокус-группа до сих пор мало используется не только библиотеками, но и при исследовании зон традиционного социологического интереса. Применение метода фокус-группа позволит открыть новые горизонты анализа практики, возродить дух творческих инициатив.