Медведева Е.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Исследование информационных систем предполагает не только рассмотрение их в статике, но и в динамике, в развитии. В системе дисциплин информационного профиля эта проблематика изучена недостаточно. И это объясняется тем обстоятельством, что механизмы развития еще не получили необходимого раскрытия в общенаучных и философских работах. Имеющиеся определенные “наработки” в философской литературе опираются, главным образом, на вклад технических и естественнонаучных дисциплин применительно к традиционным объектам их изучения (природного и технического происхождения), рассматриваемых как с позиций материалистической диалектики, так и информационного подхода. И в этой связи они представляют для нас большой интерес.

Развитие в диалектике определяется как “необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов”.

При рассмотрении проблем развития центр тяжести в диалектическом учении перенесен на “практическое овладение и целенаправленное управление процессами развития в природе и обществе”. Наряду с классическими работами по теории развития, составившими фундамент диалектического учения, широкое распространение в настоящее время получила эволюционика. В ней исследуются современные проблемы развития природы, общества и мышления под углом зрения их эволюции, истории формирования, когда выявляются определенные стадии и уровни развития, их взаимосвязи с внешней средой, существующие взаимовлияния и т.п. Эволюционика позволяет дополнить традиционное учение диалектики по данной проблематике.

Значительный интерес для изучения природных и социальных объектов, а также мышления представляет соединение теории развития с возможностями информационного метода познания объективной реальности. Известный вклад в это внесли А.Д. Урсул и В.Г. Пушкин. Авторы рассматривают развитие в традиционном “ключе”, с учетом таких его стадий как прогресс, остановленное развитие (или развитие “в одной плоскости”) и регресс. Принимается также во внимание то, что каждый “акт” развития является продуктом предшествующей эволюции

Прогресс связывают с такой структурной организацией системы, которая позволяет ей наиболее эффективным образом выполнять стоящие перед ней цели и задачи. Он означает повышение стратегических возможностей и расширения перспектив развития в будущем.

Регресс рассматривается как развитие, противоположное прогрессу, и характеризующееся утратой отдельных структур и функций, снижающих уровень организации системы и не позволяющих ей эффективно выполнять стоящие перед нею цели и задачи. Для регресса характерно снижение стратегических возможностей, понижение общего потенциала.

Развитие “в одной плоскости” предполагает определенный стабильный уровень организации системы и сохранение возможностей развития, равноценное исходным. При этом может происходить частное усовершенствование системы (модификация, дошлифовка частей и элементов и пр.).

Использование информационного критерия к процессу развития позволяет уточнить и конкретизировать связанные с ним процессы. Так, А.Д. Урсул и В.Г. Пушкин описывают процесс развития как изменение качества структурной информации, или информационного содержания системы, ее информационного наполнения. Авторы отмечают, что понятие “содержание” системы является той наиболее широкой категорией диалектики, которая сводит в единое целое ее качество и количество, структурные, элементные и все другие изменения.

Прогресс под этим углом зрения понимается как увеличение количества информации развивающейся системы, опережающее увеличение ее массы. Наиболее существенной характеристикой прогрессивного развития системы следует считать не простой количественный рост информации, а увеличение ее разнообразия, образование новых связей, обогащающих ее взаимодействие со средой.

Подобное видение проблемы характерно также для Р.Ф. Абдеева. Он отмечает в этой связи, что развитие от низшего к высшему идет через совершенствование свойств отражения, обусловливающее повышение уровня организации и надежности структур, расширение их функциональных возможностей. Развитие выступает одновременно как усложняющееся упорядочение взаимодействий, создание функциональных связей, контуров саморегулирвоания и саморазвития, с одной стороны, и как образование сложных системоорганизованных и иерархически взаимосвязанных устойчивых структур – с другой. По мнению автора, уровень отражения является одной из важнейших характеристик развивающейся системы, критерием ее прогрессивности. Существенна не масса накопленного разнообразия, а его качество, высокий уровень отражения которой определяет эффективность взаимодействия системы с окружающей средой, является фактором развития системы.

В.И. Мухин также подчеркивает мысль о том, что для возникновения эволюции существенно не столько количество информации, сколько ее ценность.

Регресс как явление противоположное прогрессу необходимо понимать как количественное снижение информации, ее содержательного и структурного разнообразия, увеличение массы системы, снижение ценности информации.

Развитие “в одной плоскости” понимается как сохранение основных информационных характеристик системы и частичное их изменение, не приводящее к качественным ее перестройкам.

Применение понятия “развитие” к социальной реальности требует дальнейшего уточнения его основных “механизмов”, “технологий”. И в этой связи обратим внимание на следующий момент: “современная научно обоснованная технология… “вырастает” из теории, использует ее при формировании правил конкретного действия. На современном этапе развития общества наблюдается интенсивный процесс взаимопроникновения и диалектической взаимосвязи теории и технологии. Научное знание базируется на технологии, а технология все больше впитывает в себя знание, приобретая научный характер”. Понимание информационных “механизмов”, технологий развития позволяет на структурном уровне раскрыть отличительные черты изменений по прогрессивному или регрессивному типам, а также развития в одной плоскости. Для этой цели следует привлечь диалектическое учение о направленности процесса развития. Учение о развитии получило распространение под углом зрения основных его направлений – специализации и универсализации. Особенности развития по типу специализации или универсализации рассматриваются применительно к явлениям природы, культуры, практической деятельности, формированию личности и т.п. Трактовка специализации и универсализации опирается также на широкие исследования по данной проблематике, проведенные в биологии (специализация живых организмов), социально-экономи-ческих науках (специализация труда) и др. Проблемы направленности развития с позиций информационного подхода еще не получили должного освещения в научной печати и составляют самостоятельный предмет исследований, достойный отдельного рассмотрения

Hosted by uCoz