БИБЛИОТЕКА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Вступление человечества в эпоху информационного общества ставит перед библиотечным сообществом вопросы, от решения которых зависит лицо библиотеки будущего, ее сохранение в качестве самостоятельного социального института.
Современное состояние научного знания предполагает множественность внедрения объектов исследования. Наряду с широко применяемыми системным, историко-генетическим подходами, плодотворным видится применение подхода культурологического.
Рассматривая культурологию как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, можно определить сущность культурологического подхода как рассмотрение явлений через призму определенного типа культуры. Культурология предлагает целый ряд типологий культур (культурологические концепции О. Шпенглера, Й. Хейзинги, А. Тойнби, П. Сорокина, П. Флоренского и др.). Их характерной чертой является рассмотрение культуры как целостных символических миров. Исходя из принципа вненаходимости и культурно-исторического разнообразия, культурологический подход предусматривает рассмотрение культуры не вообще, а разнообразие конкретных культур. Его применение дает возможность исследовать сущность, динамику развития отдельных культурных форм (в том числе и библиотеки) в ментальном пространстве конкретных культур.
Применение культурологического подхода снимает эволюционистский взгляд на развитие библиотеки, сформировавшийся в Новое время и сохранивший свое влияние на сей день. Согласно ему развитие библиотеки есть поступательное движение по нарастающей, усложнение структуры, увеличение разнообразия типо-видового состава библиотек. Однако в такую схему укладывалось лишь развитие библиотечного дела в культуре западного мира. Современные процессы, связанные с ростом информатизации общества, также ставят данную схему под сомнение.
Признание многообразия и равноправия культур позволяет рассмотреть библиотеку в контексте определенного типа культуры, установить влияние типа культуры на библиотеку как культурный феномен.
В отличие от историко-генетического подхода, который ставил возникновение и развитие библиотеки в причинно-следственную зависимость от факторов социально-экономической жизни, культурологический подход сосредоточивает внимание на культуре в целом, в единстве, во взаимопроникновении смыслов. Так, для выяснения происхождения первых библиотек в культуре Древнего Востока, несомненно, полезным является обращение к мифологическим истокам книжности (мифологема Вавилонской башни, культ бога Тота), к общественным и духовным условиям ближневосточной теократии. Без обращения к культурологическому контексту невозможно понять, почему в греческой культуре письменное слово воспринималось вторичным по отношению к слову устному, и только в эпоху эллинизма эта ситуация изменилась, что и привело к распространению библиотек. Именно преклонение перед алфавитом как вместилищем неизреченных тайн в культуре иудаизма способствовало развитию еврейской книжности и, как следствие, возникновению и распространению библиотек. Восприятие священных книг как письменно фиксированного Слова Божьего определило теоцентризм средневековых библиотек в христианской культуре и круге культуры Ислама.
Стратегией культурологического исследования может быть изучение трансформаций четырехэлементной структуры библиотеки (документ, пользователь, библиотекарь, материально-техническая база) в конкретных культурах.
Применив указанную стратегию, можно также обрисовать общие тенденции в развитии библиотеки как факта культуры в ближайшем будущем. Большинством культурологов современный тип культуры определяется как постмодернистский, характерными особенностями которого является развитие процессов “децентрации, детерриториализации и деконструкции” (Д. Харви), “радикального плюрализма” (В. Вельш), “прощания с навязчивой идеей единства” (Ж.-Ф. Лиотар). Следствием этого является то, что в условиях децентрирования культурного пространства именно информация выполняет интегрирующую функцию. Итак, роль библиотеки как информационного института, несомненно, будет возрастать. Однако при этом библиотека подвергнется существенным трансформациям, связанным, прежде всего, с изменениями в системе создания, распространения и использования информации.
Таким образом, применение культурологического подхода существенно обогатит познавательный инструментарий проведения библиотековедческих исследований.
В Харьковской государственной академии культуры (ХГАК) на специализации “Менеджмент и маркетинг в библиотеке” факультета Библиотековедения и информатики с 1999 г. читается курс “Культурологические основы библиотеки”, целью которого является формирование у будущих специалистов целостного взгляда на библиотеку как явление культуры.