ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Современное общество вступило в фазу активного информационного развития. Интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Человек сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации.
Методы и процедуры, при помощи которых пользователь получает информацию, быстро изменяются. Ежедневно сотни тысяч индивидуальных пользователей просматривают методом браузинга (с использованием программ Netscape или Internet Explorer и других) сети Web с целью отыскания более широкого круга источников информации, чем это было возможно в прошлом. Важнейшую роль в структуре информационного пространства играют информационные традиционные (библиотеки) и автоматизированные (фактографические и библиографические) системы.
Несмотря на изменение характера информации, пользовательского интерфейса и интерфейса передачи данных, становящихся все более совершенными, но и более сложными, остается открытым вопрос: как человек может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему инфопространства, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать для этого.
Успешное функционирование человека в условиях быстро развивающегося информационного общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, – с его информационной грамотностью и культурой.
Об информационном обществе заговорили в связи с бурным развитием вычислительной техники. Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого человека к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, человек должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:
·владеть современными технологиями работы с информацией;
·обладать определенными интеллектуальными качествами.
Специалисты во всем мире ищут подходы и методы подготовки человека к жизни в информационном обществе. В основе концепции грамотности в информационном обществе лежит необходимость поднять уровень общей грамотности на более высокий уровень, чем традиционное умение читать и писать. Для эффективного функционирования в информационном пространстве недостаточно концентрироваться только на подготовке к профессиональной деятельности. Необходимо уделять внимание развитию интеллектуальных навыков более высокого порядка, требующих аналитических способностей, оценочных, дедуктивных, интерпретирующих, которые позволят решать задачи, которые стоят перед обществом в настоящем и встанут в будущем.
Анализ поведения человека в информационном пространстве позволил выделить следующие элементы информационного поведения:
·осознание необходимости информации и формулирование информационной цели;
·поиск объекта, обладающего информационным ресурсом;
·оценка достоверности полученной информации;
·использование информационного ресурса.
Информационная потребность в своем примитивном виде (как потребность в новых впечатлениях) присуща всему живому. Высшей нервной деятельности присуща потребность в информации, представленной в знаковой форме. Осознание информационной потребности можно рассматривать как первый шаг на пути формирования информационной культуры личности.
Среди качеств, составляющих информационную культуру личности, с уверенностью можно выделить две группы: предметно-операциональные и интеллектуальные.
К предметно-операциональным относятся:
·владение техническими средствами, помогающими выполнять операции с данными, представляющими информацию.
К интеллектуальным относятся:
·осознание информационных потребностей;
·способность порождать смысл – формулировать мысли;
·навыки системного анализа информационных объектов;
Системное мышление не условие, а суть информационной культуры индивида. Необходимо научить человека воспринимать любой информационный продукт как систему. Чтобы понять систему, нужно исследовать ее структуру и способы взаимодействия структурных элементов. Ключ к системному исследованию информационного продукта – библиографическое описание.