Каширина Е.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Современное общество вступило в фазу активного информационного развития. Интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Человек сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации.

Методы и процедуры, при помощи которых пользователь получает информацию, быстро изменяются. Ежедневно сотни тысяч индивидуальных пользователей просматривают методом браузинга (с использованием программ Netscape или Internet Explorer и других) сети Web с целью отыскания более широкого круга источников информации, чем это было возможно в прошлом. Важнейшую роль в структуре информационного пространства играют информационные традиционные (библиотеки) и автоматизированные (фактографические и библиографические) системы.

Несмотря на изменение характера информации, пользовательского интерфейса и интерфейса передачи данных, становящихся все более совершенными, но и более сложными, остается открытым вопрос: как человек может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему инфопространства, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать для этого.

Успешное функционирование человека в условиях быстро развивающегося информационного общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, – с его информационной грамотностью и культурой.

Об информационном обществе заговорили в связи с бурным развитием вычислительной техники. Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого человека к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, человек должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:

·владеть современными технологиями работы с информацией;

·обладать определенными интеллектуальными качествами.

Специалисты во всем мире ищут подходы и методы подготовки человека к жизни в информационном обществе. В основе концепции грамотности в информационном обществе лежит необходимость поднять уровень общей грамотности на более высокий уровень, чем традиционное умение читать и писать. Для эффективного функционирования в информационном пространстве недостаточно концентрироваться только на подготовке к профессиональной деятельности. Необходимо уделять внимание развитию интеллектуальных навыков более высокого порядка, требующих аналитических способностей, оценочных, дедуктивных, интерпретирующих, которые позволят решать задачи, которые стоят перед обществом в настоящем и встанут в будущем.

Анализ поведения человека в информационном пространстве позволил выделить следующие элементы информационного поведения:

·осознание необходимости информации и формулирование информационной цели;

·поиск объекта, обладающего информационным ресурсом;

·оценка достоверности полученной информации;

·использование информационного ресурса.

Информационная потребность в своем примитивном виде (как потребность в новых впечатлениях) присуща всему живому. Высшей нервной деятельности присуща потребность в информации, представленной в знаковой форме. Осознание информационной потребности можно рассматривать как первый шаг на пути формирования информационной культуры личности.

Среди качеств, составляющих информационную культуру личности, с уверенностью можно выделить две группы: предметно-операциональные и интеллектуальные.

К предметно-операциональным относятся:

·владение техническими средствами, помогающими выполнять операции с данными, представляющими информацию.

К интеллектуальным относятся:

·осознание информационных потребностей;

·способность порождать смысл – формулировать мысли;

·навыки системного анализа информационных объектов;

Системное мышление не условие, а суть информационной культуры индивида. Необходимо научить человека воспринимать любой информационный продукт как систему. Чтобы понять систему, нужно исследовать ее структуру и способы взаимодействия структурных элементов. Ключ к системному исследованию информационного продукта – библиографическое описание.

Hosted by uCoz