МЕТОДОЛОГИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ДОКУМЕНТНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бурное развитие документных коммуникаций за последние два столетия периодически приводит к естественной необходимости проанализировать те или иные составляющие глобального и очень трудно обозримого документно-информационного потока (ДИП), который с быстрым нарастанием создается человечеством. Цели такого анализа вполне понятны: увидеть закономерности развития, научиться их оценивать, выделять сущностные, отсеивать и, в конечном итоге, управлять этими процессами.
Исторически сложилось так, что весь мировой ДИП подразделяют на два, на первый взгляд, совершенно различных потока:
Появление ко второй половине XX в. мощного и сейчас уже превалирующего потока научно-технического и производственно-технологического содержания привело к естественному желанию его анализа на основе не только качественных (и не только на фоне социально-исторических процессов), но количественных характеристик на фоне социально-информационных процессов.
Механизм структурирования и периодизации ДИП остается почти прежним, однако меняется способ анализа (от вербального – к формальному). Так появляются количественные аспекты науковедения (наукометрия, библиометрия, информетрия), которые также позволяют увидеть закономерности развития ДИП, оценить характеристики, воздействия и т.п.
Вполне понятно, что количественные характеристики в подавляющем большинстве применяются к ДИП научно-технического и производственно-технического содержания (рис.).
Достаточно большой накопленный в этой области исследовательский материал приводит в самое последнее время к попыткам применить его для формализованного анализа художественно-культурной части ДИП. Вполне возможно предположить, что такой подход вскроет новые стороны и новые закономерности в осмыслении художественно-культурных ценностей. Такие попытки (хотя и очень редкие и на малых объемах ДИП) уже имеются в научной литературе. Из этих работ следуют робкие и частные выводы. Следует отметить, что отдельные попытки формализации элементов художественной культуры появились в литературе начиная, возможно, с Л.Н. Толстого. Хотя имеются свидетельства и о более ранних попытках точной оценки произведений искусства, литературы и т.п.
В данном исследовании предпринята попытка применить всесторонний количественный анализ значительного по уровню содержания и объему ДИП художественной литературы. Эта попытка оправдывается предположениями о возможности использования количественных приемов науковедения для анализа нетрадиционных ДИП, выявления различных закономерностей в них, соотнесения с социально-историческими и, особенно, социально-информационными процессами в обществе, а в перспективе – и это главное – о возможности объединения вербального литературно-художественного анализа с формальными науковедческими (перспективная связь – пунктир на рис.).
Одним из аспектов исследований художественной литературы является книгоиздание произведений писателей–лауреатов Нобелевских премий. Поэтому для диагностирования данного явления мы использовали результаты мониторинговых наблюдений за динамикой развития микропотока изданий произведений писателей-лауреатов, изданных в России на русском языке, которые были осуществлены по следующим параметрам: 1) автор (писатель-лауреат); 2) место издания; 3) издательство; 4) вид издания; 5) литературно-художественная серия; 6) средний тираж изданий.
Выбор этих параметров не случаен; он обусловлен прежде всего библиографическими характеристиками документа, позволившими осуществить изучение разных форм структурной организации микропотока с последующим моделированием его структуры. Особенностью исследуемого микропотока является то, что его авторская структура является изначально известной.
Параметры “место издания” и “издательство”, раскрывая долевое и ролевое соотношение документов в микропотоке по признаку места издания и издательства, позволяют проанализировать геоиздательскую структурную организацию микропотока. Анализ параметра “вид издания” дает представление о видовой структуре микропотока изданий, базирующейся на положениях ГОСТ 7.60-90.
Параметр “литературно-художественная серия” – “крупные собрания литературно-художественных произведений, объединенных общей идеей” и сочетающие широкий круг имен авторов, различные типы изданий, жанры, тематики и др., в состав которых включены и произведения писателей-лауреатов, позволяет оценить значимость серии в потоке книгоиздания. Посредством анализа параметра “средний тираж издания” изучена картина доступности творчества того или иного писателя-лауреата российским читателям.
Для получения исходных данных микропотока выявлены публикации (библиографические описания непериодических изданий) писателей-лауреатов из следующих источников: за 1858–1906 гг. – из “Списка книг, вышедших в России в ... году”, за 1907–1998 гг. – из библиографического указателя ВКП (РКП) “Книжная летопись”, а также из каталогов РГБ, РНБ, Нобелевской научной библиотеки Международного Информационного Нобелевского центра (МИНЦ). Затем составлена традиционная картотека в ежегодной хронологии по алфавиту авторов внутри каждого года, впоследствии положенная в основу базы данных “Непериодические издания произведений лауреатов Нобелевской премии в области литературы, опубликованные в России в 1858–1997 гг. на русском языке”.
Исходным параметром для изучения микропотока был список писателей – лауреатов Нобелевской премии по литературе (с указанием дат жизни, года присуждения премии и страны) по 1998 г. включительно, то есть 95 человек (табл. “Основные сведения о писателях-лауреатах”).
В результате обработки полученных данных о микропотоке изданий писателей-лауреатов выявлены характеристики его функционирования:
1. Динамика роста микропотока изданий писателей-лауреатов.
2. Динамика некоторых элементов творческой активности писателей-лауреатов.
3. Распределение микропотока изданий писателей-лауреатов в библиотеках (функционирование в обществе).
4. Библиографическое отражение микропотока изданий писателей-лауреатов.