Жолобов Ю.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Одним из важнейших признаков социального прогресса признается рост информационного сектора в обществе. Информация считается одним из основных ресурсов роста производительности. В кибернетике информация определяется как мера изменения разнообразия. Общенаучный термин “информация” (от латинского informatio – разъяснение) распространился во все области профессиональной деятельности. Им обозначают понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В социально-экономических системах информация может быть и предметом, и результатом труда, может рассматриваться как товар и иметь стоимость, а может служить для обозначения содержания коммуникаций различного типа. Во всех случаях важно однозначно определять понятие информации.

Общераспространенное определение информации социально-экономического характера – это “передаваемые сведения об объекте”. Ограниченность и неоднозначность такой формулировки очевидны. Нет оснований считать, что суть понятия информации изменилась потому, что оно стало использоваться вслед за техническими системами в системах социально-экономических. Поэтому, полагаем, сложившийся общий подход к определению понятия “информация” не обеспечивает необходимой точности в отражении его смысла. Такое определение указывает только на родовой признак понятия, но не указывает его видовую особенность, допуская подмену понятия. Свобода толкования понятия информации, широко используемого в различных сферах профессиональной деятельности, прежде всего в управлении, увеличивает фактор неопределенности в ситуациях принятия решений. А это прямо отражается на эффективности профессиональной деятельности.

Если ресурсы – это условия достижения целей, то информация – это ресурс, необходимый для выбора решений. Ресурсы различаются прежде всего своим целевым назначением. Возможность переработать ресурс в желаемый результат делает его полезным. Полезность – отличительный признак ресурса. Вторичные признаки характеризуют качество ресурса. Это могут быть: возобновляемость, мобильность, срок хранения и другие.

Отличительное свойство информации – полезность – оценивается с точки зрения субъекта, принимающего решения, по первичным признакам:

·релевантность – сведения относятся к проблемной ситуации;

·новизна – сведения дополняют знания о проблемной ситуации.

Проблемной для субъекта, принимающего решения, является ситуация неопределенности (свободы) выбора. Проблемная ситуация – расхождение между действительным и желаемым состоянием, которое можно ликвидировать не единственным путем. Тогда назначение информационных ресурсов состоит в снятии неопределенности (свободы) выбора.

Итак, информация – это способность сведений повлиять на выбор решений в конкретной проблемной ситуации. Другими словами, информация – это мера изменения полезности факторов выбора решений в конкретной проблемной ситуации. По существу это определение информации социального характера повторяет определение, используемое в кибернетике. Такой подход позволяет выделить существенные свойства информации, которыми она отличается от сведений. Вторичные признаки информации – своевременность, точность, достаточность и другие характеристики ее качества. Этим аналогия информации с ресурсами ограничивается. Информация – оценочная категория. Это относительная идеальная характеристика, неотделимая от системы ценностей пользователя информации в конкретной проблемной ситуации.

Сведения являются источником информации. В этом качестве сведения однородны по назначению с фактами, знаниями, знаками, сообщениями и другими отображениями материальных явлений в сознании человека. Таким образом, природа сведений идеальна. Сведения информационно нейтральны для их пользователя до тех пор, пока они не становятся фактором выбора решений в конкретной проблемной ситуации. Потенциальная ценность сведений и их реальная информационная полезность различаются так же, как потенциальная и кинетическая энергии.

Носителями информации могут быть любые предметы и явления материального мира, так же, как энергоносителем – материя в любой форме. Носители информации обладают характеристиками, присущими материальным объектам. Смешивать понятия “информация”, “сведения” и “информационный носитель” так же недопустимо, как отождествлять деньги с золотом, монетами или другими денежными знаками.

Насколько важно разграничить категории информации, информационных источников (сведений), носителей информации? Настолько, насколько необходимо понимать место и роль этих категорий в качестве элементов информационных систем, баз данных, коммуникаций и т.д. Что хранится в базе данных? Сколько информации в “информационном каталоге”? Что такое “объективная информация”? Неопределенность и неоднозначность категорий, используемых для характеристики информационных процессов в социально-экономических системах, дают основания для подобных вопросов.

Если информация – это передаваемые сведения, то в каталоге ровно столько информации, сколько в нем сведений. Но в таком случае количество информации надо измерять толщиной каталогов, справочников и других информационных носителей. А эффективность информационных систем придется оценивать по объему накопленных сведений. Однако в социальной сфере пользователь информации интересуется не количеством добытых сведений, а конечным результатом работы информационных систем. Этим результатом, на наш взгляд, является новое, дополнительное знание о проблемной ситуации, необходимое для сравнения, оценки и выбора альтернатив.

Из двух одинаковых по объему каталогов заинтересованный пользователь выберет как более информативный тот, в котором содержится больше сведений, затрагивающих его интерес и не утративших свою актуальность. Информативно то, что полезно. В оценке информативности (полезности) сведений пользователь руководствуется своим интересом. Интерес – это отношение человека к возможностям, которыми он распоряжается для достижения желаемых результатов. Руководствуясь интересом, человек рассматривает открывающиеся его выбору возможности как благоприятные или неблагоприятные, желательные или нежелательные. Информация служит оценке этих возможностей. В практической деятельности именно ценностный подход обеспечивает правильное отношение к организации информационных процессов. Остается привести в соответствие с ним определения информационных категорий.

Hosted by uCoz