Самыкина И.В. 
СОВРЕМЕННОЕ КНИГОВЕДЕНИЕ РОССИИ 
С ПОЗИЦИЙ МАРКЕТИНГА

        Маркетинговая или рыночная характеристика современного книгоиздания – это анализ соответствия книжного потока покупательскому спросу. Подразумевается не просто удовлетворение читательских потребностей, а именно ориентирование на покупательскую способность населения – движущую силу развития любого производства, в том числе и издательского. Но надо различать читательские потребности и покупательские возможности. Как отвечает современное книгоиздание потребительскому спросу? Вопрос, к сожалению, никем централизованно, регулярно и системно не изучается.
        Современные жесткие условия выживания обусловили следующие особенности покупательского спроса: преобладание покупок прагматически-полезной литературы – от предпринимательства, овладения профессией до постройки или ремонта собственного дома. Это так называемая деловая литература. На втором месте – художественная литература, на третьем – медицинская, на четвертом – религиозная, на последнем – искусствоведческая. За последние 2 года снизился спрос на литературу мировоззренческого плана – по философии, истории, психологии. Видимо, это следствие того, что она довольно активно издавалась ранее, в 1993–1996 гг., и массовый спрос в значительной мере был удовлетворен. 
        Каковы самые общие характеристики современного книжного рынка? Прежде всего, в силу нестабильности экономики он трудно поддается моделированию. Рынок абсолютно свободен по тематике, ресурсам, производственным площадям, территории и формам реализации продукции, максимально приблизился к покупательскому спросу. По мнению читателей, книг стало издаваться больше, хотя это парадокс, так как количественные показатели книгоиздания снизились.
        При всей сложности оценок все-таки можно выделить некоторые устойчивые черты. Так, на современном книжном рынке доминируют менее 100 издательских и издательско-книготорговых фирм, выпускающих более 50 названий книг в год тиражом 1–10 тыс. экземпляров. 60% названий книг и 86% тиражей производятся в Москве и Санкт-Петербурге, 4/5 объема продаж составляет художественная и учебная литература. Распространение: в европейской части России – 30–40%, за Уралом – 10–20%. Среди лидеров книжного рынка можно назвать ряд издательств-гигантов, которые имеют развитую инфраструктуру: свои торговые дома, базы, товарных посредников и региональных распространителей, периодические издания, рекламирующие их продукцию. Например, в области художественной литературы детективного жанра – это «ЭКСМО», в области деловой книги – «Издательский Дом "ИНФРА-М"», «Издательский Торговый Дом Кнорус», ЮНИТИ – концерн, объединяющий 8 издательств: «Авиценна», «Аудит», «Банки и биржи», «Закон и право», «Компьютер», «Культура и спорт», «Страховой полис», «Финансы».
        Оценивая современный книжный рынок с позиций удовлетворения потребительского спроса следует отметить, что оптимального равновесия в этой сфере не существует. Читательский спрос гораздо шире покупательских возможностей как отдельных граждан, так и библиотек. И тормозом здесь являются не только цены и география реализации, но и низкие, нерентабельные тиражи, связанные с неизученностью потребностей потенциальных покупателей.
Hosted by uCoz