Алексеева Т.А.
|
WINDOWS» И «VISUAL BASIC 5» ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЛЕКСИКОН БИБЛИОТЕКАРЯ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА» |
В лексикон современного библиотекаря информационного работника за последнее десятилетие вошли сотни лексических единиц, которые никак нельзя отнести к чисто гуманитарным понятиям: адаптер, ассемблер, байт, дисплей, архивация, микропроцессор, драйвер, сканер, стример, конвертор, транслятор, интерфейс и т.д. Каков же должен быть компьютерный лексикон студента, получающего диплом библиотечно-информационного факультета (БИФ) Московского государственного университета культуры (МГУК) в 2000 г.? Он должен отвечать тенденции, заключающейся в том, что на пороге XXI века гуманитарное образование становится гуманитарно-техническим. Для проверки компьютерного лексикона студента в традиционном режиме индивидуального собеседования необходимо затратить много часов, что в современных условиях не представляется возможным. Необходимо привлечь современные средства интенсификации обучения. В МГУК проводится исследование возможностей компьютера для решения поставленной задачи. Из современных программных средств, использующихся для разработки такого рода проектов, выбраны СУБД «Access for Windows» и система создания приложений «Visual Basic 5». Решено в среде этих программ создать контрольно-обучающий комплекс «Компьютерный лексикон библиотекаря и информационного работника на пороге XXI века». В среде СУБД «Access for Windows» создается база данных «Лексикон 2000». В проект базы данных включены две таблицы – основная и служебная. В структуру записи основной таблицы включены следующие поля: лексическая единица (слово или словосочетание); обобщающее понятие; определение; пример. В структуру записи служебной таблицы включены поля, необходимые для программного блока «Контроль»: варианты ответов для контролирующего теста, номер правильного ответа, вес правильного ответа, коэффициенты оценки неправильности ответа и др. Алгоритм программного блока «Обучение» предусматривает режимы: последовательный просмотр БД от A (лат.) до Я (кир.); просмотр по обобщающим понятиям; подготовка к зачету/экзамену по определенному курсу; прямой запрос на определенное слово или словосочетание. Алгоритм программного блока «Контроль» предусматривает контроль знаний по: а) определенной теме; б) итогам курса (соответственно с учебными программами); в) определенному предмету (зачет/экзамен); г) всем лексическим единицам, включенным в базу данных (выпуск). Знания оцениваются по десятибалльной системе (от -10 до +10). Хотя в алгоритм блока контроля заложен и ранее применяемый при создании такого рода программ алгоритм «альтернативного выбора», новым в алгоритме разрабатываемой программы является наличие в формуле оценки знаний так называемого «положительного веса», который соответствует сложности вопроса: чем сложнее вопрос, тем больше его «вес»; а каждому неправильному ответу в соответствии с «коэффициентом необходимости знания» поставлен в соответствие «отрицательный вес». На каждом этапе обучения существует определенный набор понятий (генеральная совокупность), без знания правильного ответа на который не может быть и речи о положительной оценке. Поэтому сумма баллов может оказаться и отрицательной (до -10). Режим контроля предусматривает три пути после неправильного ответа: 1) «контроль с обучением», когда после неправильного ответа на экране появляется правильный ответ, пример, фото или схема; 2) «жесткий контроль», когда студент до конца процесса тестирования не знает оценки знаний, а в конце получает «голый» оценочный балл; 3) «менее жесткий контроль», когда студент до конца процесса тестирования не знает оценки знаний, а в конце получает оценочный балл и список вопросов, на которые он дал неправильные ответы. Блок контроля, разрабатываемый в среде «Visual Basic5», использует все возможности современных систем создания приложений. Результаты проекта окажутся полезными также и для студентов, обучающихся заочно и в режиме дистанционного обучения. |