Яцевич Н.А.
|
|
Информатизация активно проникает во все сферы общества, становясь неотъемлемым инструментом и условием его прогресса. Принятые государственные документы, выступают в качестве законодательной базы, регламентируют внедрение информатизации. Бурными темпами развивается техническая и технологическая составляющие информатизации (компьютеры, программное обеспечение, локальные и глобальные электронные сети). Важное место в государственных программах информатизации принадлежит библиотекам. В них сосредоточено 2/3 информационных ресурсов, активно внедряются автоматизированные библиотечно-информацион-ные системы (АБИС). В странах СНГ формируется рынок АБИС. Информатизация предъявляет повышенные требования к высшему библиотечному образованию, которое, пока не всегда успевает за активным внедрением информационных технологий в библиотеках. Это отставание можно объясняется: социальными условиями, консервативностью системы образования (в хорошем смысле этого слова), ориентацией при подготовке библиотечных работников на сумму знаний, а не умение ориентироваться, архаичностью ряда библиотековедческих теорий, запоздалым осознанием приоритета информационной функции библиотеки над другими, недостаточным объемом и несовершенством технологических курсов в учебных планах и др. Информатизация требует новых концептуальных подходов к высшему библиотечному образованию, внедрение образовательных стандартов, учебных планов и программ, полностью ориентированных на новые информационные технологии (НИТ). Должна уйти в прошлое существующая практика раздельного преподавания традиционных и нетрадиционных библиотечных технологий. Такой подход, несомненно, был необходимым в качестве переходного. На настоящем этапе он не является прогрессивным. В связи с развитием информатизации «нетрадиционное» стало «традиционным». Изменения в библиотечной практике, связанные с внедрением НИТ, вызывают переосмысление требований к подготовке библиотекаря, уточнения знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать. Так, в области информационных наук библиотекарь должен знать: 1. Социальные коммуникации (типы, виды, структуру, каналы, средства, формы деятельности и виды коммуникационных явлений, потребности личности и социума, место и значение библиотеки в структуре социальных коммуникаций). 2. Информационные технологии и системы (направления и содержание информатизации общества; принципы работы, устройство ПЭВМ, средств оргтехники, операционные системы и системы управления базами данных (БД); информационные процессы, их осуществление с помощью компьютеров, современные АИС и АИББС, их структуру, типы, средства обеспечения, языки представления информации, способы описания алгоритмических процедур, локальные и глобальные информационные сети, электронные библиотеки; форматы представления данных и т.д.). 3. Информационный рынок (теоретико-методологические основы; понятие качества информации как товара, стоимость и потребительская стоимость, подходы к ценообразованию, охрана прав собственника на информационный товар; основные составляющие инфорынка, его структура; информационные продукты и услуги, стратегия их выбора; международные программы развития инфорынка, цели, место и пути выхода на него библиотек и информационных служб). В области библиотечно-информационных технологий он должен обладать умениями и навыками: а) аналитико-синтетической обработки информации, создания электронных БД и знаний с использованием программного обеспечения; б) организации своих и использования мировых информационных ресурсов с помощью современных средств телекоммуникаций; в) работы с различными библиотечными АРМами; г) библиотечно-информационного обслуживания пользователей. В области управления библиотечно-информационными системами специалист должен уметь: 1) осуществлять предпроектное системное исследование библиотеки, моделировать библиотечные процессы с целью автоматизации; 2) разрабатывать технические задания по автоматизации библиотек; 3) управлять процессом создания и эксплуатации АБИС; 4) рационально выбирать на информационном рынке и приобретать компьютерную технику, средства программного обеспечения для автоматизации конкретной библиотеки; 5) принимать правильные и экономичные решения по модернизации действующей АБИС; 6) оценивать эффективность работы системы. Современный библиотекарь в условиях информатизации должен обладать также соответствующим набором профессиональных личностных качеств, основа которых должна быть сформирована в стенах высшего учебного заведения. Объединим их в четыре основные группы: 1. Адаптируемость к изменениям (способность привносить их в библиотеку, эффективно и продуктивно внедрять новшества, готовность при этом пойти на рассчитанный риск). 2. Технологическая проницательность (способность связывать стратегические цели библиотеки и технологические новшества). 3. Способность управлять (владеть навыками технологического менеджмента, маркетинга, организаторскими способностями, быть лидером, обладать личной убежденностью, способность учитывать обстановку и точно интерпретировать события). 4. Коммуникабельность (умение устанавливать деловые контакты и добрые отношения с партнерами, гибкость, дипломатичность, жизнерадостность, честность, надежность). Кроме требований, предъявляемых к квалификации библиотечного работника, информатизация накладывает отпечаток и на требования к организации его подготовки, выступая в качестве необходимого условия этой подготовки. Это – обеспечение учебного процесса современными компьютерными лабораториями, используемым в библиотеках прикладным программным обеспечением, Интернет-классами, техническими средствами и эффективными методиками обучения, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. |