Харыбина Т.Н., Кузьмина В.П., Слащева Н.А., Черкасова И.Ю.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА БИБЛИОТЕКАРЯ 
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

        В условиях бурного роста информационных ресурсов, появления глобальной сети Интернет, а также использования современных информационных технологий возрастает роль библиотеки не только как образовательного, но и информационного центра. В связи с этим предъявляются более высокие требования к библиотечно-информационному обслуживанию пользователей и к профессиональным качествам библиотечно-информационных специалистов.
        В настоящее время библиотекарь-библиограф должен грамотно использовать не только традиционные справочные материалы, но и обладать практическими знаниями и навыками работы с новыми источниками информации, доступными как на физических носителях (СD-ROM, дискеты и т.д.), так и в режиме оn-line. Все это послужило сигналом к формированию нового имиджа библиотекаря-библиографа как информационного работника в современной научной библиотеке. Сейчас уже недостаточно быть просто грамотным специалистом, знающим основы библиотековедения и библиографоведения, владеющим методикой работы со всем арсеналом традиционных справочных материалов, имеющихся в библиотеке. Он должен быть знаком с терминологией нового информационного поиска, умеющим анализировать и выбирать эффективные стратегии поиска. Безусловно, сотрудник справочно-библиографического отдела должен обладать большой эрудицией по всем отраслям знаний, обязательно владеть как минимум одним иностранным языком. Для максимального использования сети Интернет библиограф должен иметь в себе черту исследователя, свободно ориентирующегося в информационном пространстве WWW, постоянно отслеживающего появление новой информационной продукции.
        Хотелось бы отметить и такую новую роль для российских специалистов, как библиограф-консультант, посредник. Для читателей, которые впервые сталкиваются с информационными ресурсами Интернет, электронными каталогами и продуктами на CD-ROM, библиограф должен оказывать помощь, консультировать при поиске интересующего их материала на нетрадиционных носителях информации.
Библиограф должен обладать аналитическим складом ума, чтобы уметь верно оценить ситуацию при выполнении заявки читателей и в кратчайший срок правильно выбрать стратегию поиска.
        Любой сотрудник библиотеки, не говоря уже о библиографе, должен быть приветливым, коммуникабельным, располагающим к себе, чтобы читатель чувствовал все, что делается в библиотеке, это для него – Читателя.
Несомненно, изменения в работе библиотек должны касаться не только технологической стороны, но и непосредственно образа мышления и взглядов библиотечных работников на свою работу. Библиотекари должны искать новые пути для улучшения качества работы, повышать свой профессионализм, осваивать новые библиотечно-информационные технологии. Первоочередной задачей такого специалиста является быстрое, полное нахождение и предоставление информации для пользователей. В этой связи хотелось бы отметить возможность введения новых направлений в вузах культуры для подготовки кадров, учитывая специфику их последующей работы. Необходимо больше уделять внимания практическим занятиям в сотрудничестве с ведущими библиотеками страны, чтобы еще в процессе обучения студенты смогли увидеть возможность применения приобретенных знаний и всю необходимость выбранной профессии для современного общества.
Hosted by uCoz