Татаринов Б.И.
|
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ |
Дистанционное образование – возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по технологиям дистанционного обучения, растет и число вузов, использующих их в учебном процессе. 75% библиотечных школ США перешли или собираются перейти на эту форму обучения в ближайшее время. Создается большое число международных образовательных структур, интеграция в сфере образования выдвигается на передний план. Современный образовательный комплекс является сегодня сплавом содержания и технологий обучения. Эволюция образовательных технологий может идти в следующей последовательности: 1. Классическое образование (преподаватель, доска, библиотека, аудитория). 2. Дистанционное обучение по case (портфельной)-технологии (сеть учебных центров, специальные мультимедиа-пособия, преподаватели). 3. Интернет-технология дистанционного обучения (телекоммуникационные сети, учебные центры, сетевые обучающие системы). Большинство образовательных учреждений находится, в настоящее время на первом этапе; незначительная часть – на втором. Лидеры пытаются перейти на третий. Система дистанционного библиотечно-библиографического образования, базирующаяся на Интернет-технологиях, должна характеризоваться следующими чертами: 1. Она должна включать в себя развитую подсистему доступа и администрирования, которая предусматривает различные приоритеты пользователей (как преподавателей, так и обучаемых), причем базироваться этот программно-аппаратный комплекс должен на современных средствах защиты информации. 2. Важнейший элемент системы дистанционного Интернет-образования – программные средства создания и редактирования учебных курсов, адаптированных для использования в Интернет. Эти средства должны быть ориентированы на неподготовленных преподавателей и обеспечивать максимальную помощь в создании конкретных курсов на основе уже готовых модулей. 3. Наряду с гипертекстовой системой, обладающей древовидной структурой, необходима электронная библиотека, представляющая собой хорошо структурированную базу данных. На ресурсы электронной библиотеки и информацию непосредственно из Интернет-пространства ведут ссылки из обучающих курсов, подготавливаемых преподавателями. 4. Подсистема контроля обеспечивает учет результатов отдельных учеников и групп. Различные варианты экспертных систем используются как преподавателем в целях контроля работы обучаемых, так и самими обучаемыми для самопроверки. 5. Интернет-система дистанционного обучения имеет подсистему передачи сообщений между преподавателем и обучаемым (электронная почта), а самое главное, средства, обеспечивающие возможность проведения и поддержки дискуссионных групп, дистанционных семинаров и конференций (в реальном режиме и в заданном промежутке времени). 6. Особая роль в ней принадлежит тестирующим и тренирующим программным средствам. Разработка обучающих курсов должна происходить в тесном сотрудничестве преподавателей и специалистов в области Интернет-технологий. В качестве технической базы возможно использование вузовских компьютерных центров и лабораторий, имеющих выход в Интернет. Для создания и последующего сопровождения курса дистанционного Интернет-обучения в рамках вуза требуются: а) преподаватели, занимающиеся разработкой авторских курсов, подготовкой текстов, вопросов, ссылок и тем для рефератов; б) Web-мастер, поддерживающий работу сервера и контролирующий создание программистами HTML-страниц; в) программисты, умеющие работать на языке HTML. Главенствующее значение в системе дистанционного обучения, базирующегося на Инернет-технологиях, принадлежит преподавателю, разрабатывающему учебные курсы, учитывающие специфику библиотечно-информационного образования. Российские Интернет-ресурсы ныне достаточно обширны, чтобы служить объектом информационно-библиогра-фического изучения, не говоря уже о мировом информационном пространстве. Реализация и функционирование проекта Интернет-2, ориентированного в первую очередь на процессы обучения, международную интеграцию учебных заведений и базирующегося на высокотехнологичных скоростных каналах связи, служит ориентиром для развития традиционного дистанционного обучения. |