Стефановская Н.А.
|
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ |
Проблема формирования художественной культуры учащихся системы начального профессионального образования представляет особую актуальность в условиях духовного кризиса и необходимости возрождения культурных традиций. В связи с этим была предпринята попытка изучить реальные и потенциальные возможности участия библиотек в процессе художественного образования. На первом этапе в ходе социологического исследования учащихся профессиональных училищ Центрально-Чернозем-ного региона были выявлены их художественные потребности и интересы как научная основа организации этой деятельности. В результате анкетного опроса репрезентативной выборки учащихся выяснилось разнообразие информационных потребностей в сфере искусства и источников их удовлетворения, сложная система мотивов обращения к различным видам искусства. Преобладающими мотивами являются рекреационные и развлекательные. Реальные устойчивые интересы («часто бываю, часто смотрю по ТВ») проявляются в первую очередь к кино-видеофильмам (81,8%) и концертам рок (поп) музыки (48,8%), в значительно меньшей степени к драматическим спектаклям (25%), выставкам картин (19%), балету (6,8%), концертам классической музыки (5,6%), опере (4,6%). На вопрос «Где Вы побывали за последние полгода? (на спектакле, выставке и т.д.)» 66% респондентов ответили «нигде». Потенциальный интерес («хотел бы побывать, но нет возможности») к таким видам искусства как балет, опера, классическая музыка проявили от 5 до 10% опрошенных. Полученные результаты свидетельствуют как о неразвитости художественных интересов и потребностей учащихся профессиональных училищ, так и об отсутствии условий для их реализации (недостаточная развитость культурных центров в провинции, ограниченность финансовых возможностей учащихся). Исследование подтвердило, что библиотеки как один из важных информационно-культурных центров являются наиболее доступными для учащихся профессиональных училищ. Все респонденты заявили, что постоянно пользуются одной или несколькими библиотеками. Авторитет библиотекаря среди учащихся весьма высок, он занимает второе место после преподавателя. Основными источниками новой интересной информации об искусстве 48,9% респондентов назвали телепередачи, 47,7% – газеты и журналы, 44,3% – книги, 19,3% учащихся отдали предпочтение библиотечным мероприятиям и лишь 14,8% – урокам эстетики (обязательным в училищах). Экспертный опрос преподавателей эстетики выявил недостаточность фонда информационных и наглядных материалов по искусству в училищах. Библиотеки, имеющие систематизированный фонд печатных документов, аудиовизуальных материалов по всем видам и жанрам искусства, справочно-библиотечный аппарат для ориентирования и поиска информации, методики библиотечного обслуживания, адекватные социально-психологическим особенностям юношества, квалифицированные кадры, обладают большими потенциальными возможностями как информационные базы художественного образования в рамках учебного процесса и вне его. В основу деятельности по актуализации имеющегося потенциала целесообразно положить принципы и установки, сформулированные М.С. Каганом: «поиск оптимальных форм связи внеучебной работы с тем, что уже сделано и делается одновременно на учебных занятиях; стремление к систематическому и разностороннему сопряжению разных видов искусства; возможно более широкое дополнение трех искусств, включенных в учебные программы, другими, играющими существенную роль в современной художественной культуре». Условием эффективной реализации этих принципов является межсистемное взаимодействие библиотек и профессиональных училищ, осуществляемое по следующим направлениям: 1) содержательная координация, подразумевающая взаимодополняемость концентров художественного образования в училище и библиотеке; 2) временная согласованность и одновременность изучения и раскрытия отдельных тем и проблем художественной культуры; 3) координация организационной деятельности, т.е. заключение договоров о сотрудничестве, разграничение полномочий и функций, организация «паблик рилейшенз». Это позволит создать единое информационно-образовательное пространство и способствовать развитию, более полному удовлетворению художественно-информационных потребностей и интересов учащихся системы начального профессионального образования. |