Скнарь В.К.
|
НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ |
ХХI век многими учеными называется «информационным» и устойчиво ассоциируется с понятием «общество знания» со всеми вытека-ющими характеристиками. Не удивительно, что проблема совершенство-вания подготовки и переподготовки библиотечно-информационных работников является чрезвычайно актуальной. В настоящее время в содержании библиотечного труда происходят значительные изменения, увеличивающие долю творческих функций в деятельности библиотекарей. Они прежде всего связаны с попытками библиотечно-информационных учреждений «врасти» в общество жестких рыночных отношений с очень слабой экономикой, в котором идеология не играет ведущей роли, а осознание важности информации и культуры еще не утвердилось. Этот болезненный процесс совпал с запоздалой по сравнению с развитыми странами технической революцией в информа-ционной области – компьютеризацией и автоматизацией основных библиотечных процессов. К сожалению, ни квалификация наших специалистов, ни система их подготовки и переподготовки не содержали те новые знания и навыки, без которых дальнейшее развитие и существование библиотечного дела стало невозможным. Перестройка происходит постепенно, и если современные студенты еще в состоянии подготовиться к предстоящей информационной деятельности, то опытным библиотекарям приходится уже сегодня переучиваться или, скорее, осваивать в краткие сроки новые информационные технологии. Именно с этой целью кафедра библиотековедения и инновационных технологий Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства Министерства культуры и искусств Украины активно включились в разработку адаптивной системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных работников Украины. В настоящее время четко определились основные приоритеты в последипломном компьютерно-информационном образовании библиотекарей. Среди них текстовые и графические редакторы, обмен информацией, создание автоматизированных баз данных и каталогов, работа в локальных компьютерных сетях, во внешних информационных сетях, включая Интернет, использование мультимедийных средств; обучение специализированным технологиям, например, макетированию и верстке и т.п. При модернизации организационных форм обучения в академии особое внимание уделяется созданию условий для совершенствования интеллектуально-познавательной, эмоциональной и творческо-практической деятельности библиотечно-информационных работников. Рассматривается возможность дистанционного обучения отдельных категорий слушателей, выделение групп повышенной квалификационной переподготовки, имеющих высокий уровень информационно-технологического образования. Курсовая подготовка предусматривает и самообразовательную деятельность слушателей. Здесь применяются типы программных модулей, раскрывающие информацию в сжатом, удобном для использования виде. Дидактически они основаны на логической, продуцирующей, фреймовой модели семантической сети. С помощью эффективных способов сжатия учебной информации достигается до 20% экономии учебного времени. Модульное обучение позволяет слушателям ориентироваться в проблеме и обращаться к источникам, изданным как на Украине, так и в России, проявлять при этом творческую и профессиональную инициативу – качество остро дефицитное и жизненно необходимое в современных социально-экономических условиях. Мы разделяем точку зрения что интеграция библиотек в рыночные отношения требует углубленного изучения основ инициативной хозяйственной деятельности. При рассмотрении этой проблемы, естественно, обращаемся и к опыту МГУК. Принятая в академии модульная технология переподготовки библиотечных кадров предполагает возможность гибкого и оперативного приложения полученных знаний к условиям деятельности конкретной библиотеки. Она учитывает действительную потребность библиотечно-информа-ционных работников в конкретных сведениях, умениях и навыках, предполагает осознанный индивидуальный выбор необходимых модулей и конкретных учебных элементов. Программы составляются и адаптируются к конкретным запросам на основании письменных опросов слушателей академии, а преподаватели при необходимости пересматривают методы обучения, изменяют соотношение отдельных элементов учебного материала. В условиях информатизации общества изменяются содержательный, и деятельностно-целевой аспекты самообразования библиотечно-информа-ционных работников. Знание объективных информационных потребностей, анализ системы их удовлетворения открывают новые возможности для организации системы их непрерывного образования, позволяют более полно реализовать практические задачи подъема технологического уровня библиотек до уровня, при котором они смогут удовлетворять все информационные и культурно-эстетические потребности людей, живущих в истинно демократическом, культурном, информационно открытом и гармонически развивающемся обществе. |