Акулич Ю.В.
|
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ |
Деятельность Школы библиотековедения и информатики Луизианского государственного университета США является типичной для современных американских школ данного профиля. Школа была образована в 1926 г. Степень бакалавра информационных наук школа присуждает с 1958 г. К настоящему времени это звание присуждено 725 выпускникам. Программа обучения магистра библиотековедения и информатики начата в 1951 г. Выпущено 2450 магистров. В настоящее время она аккредитована Американской библиотечной ассоциацией. Основная задача школы – подготовка профессионалов для работы в сфере библиотечно-информационного обслуживания. Для проведения занятий имеется большая компьютерная лаборатория, оборудованная IBM-совместимыми компьютерами с широким спектром программного обеспечения, применимых как для образовательных, так и для научных целей. Доступ к локальным базам данных обеспечивается через CD-ROM оборудование. Отдаленные информационные системы обслуживаются в онлайновом режиме. Для доступа в Интернет и базы данных OCLC школа использует центральный сервер Луизианского университета. Прекрасными лабораториями по информационным технологиям являются библиотека школы и фундаментальная университетская библиотека. В 1997–1998 учебном году студентам были предложены на выбор следующие курсы по информационным технологиям: анализ информационных систем; алгоритм параллельных и распределенных вычислений; библиотечно-информационные службы; бизнес-информация; введение в теорию информационного обслуживания; использование Интернет в библиотечном деле; интерактивные системы и услуги; информационные услуги; информационные коммерческие системы; искусственный интеллект; компьютерные технологии и программное обеспечение; менеджмент в информационных агентствах; моделирование систем и их компьютерная имитация; назначение и задачи компилятора; основы классического программирования; основы компьютера для информационного менеджмента; основы операционного программирования; операционные системы; развитие информационной науки; разработка алгоритма и его анализ; разработка системного программного обеспечения; ресурсы коммерческой информации; системы управления базами данных; персональные компьютерные системы для информационного менеджмента; представление о системе управления базами данных; проектирование программного обеспечения; программирование и управление образовательными средствами информации; управление информационными системами; электронные информационные услуги; языки программирования и т.д. Раскроем содержание некоторых курсов. Курс «Использование Интернет в библиотечном деле» имеет 2 цели: 1) обеспечение пользователей информацией через Интернет. Для этого студент должен приобрести навыки применения Интернет в библиотеках и информационных центрах; 2) изучение природы Интернет в ракурсе проблем библиотечных и информационных наук. Курс «Введение в теорию информационного обслуживания» содержит следующие разделы: исторические рамки, теория, практика, философия и современная организация информационной профессии; библиотечные и информационные ресурсы; профессия библиотекаря и информационного менеджера и требования к ней; профессиональная этика и ее принципы; Американская библиотечная ассоциация; «Кодекс этики АБА»; профессиональные ассоциации; теория библиотековедения и научной информации; библиотечные и информационные системы: услуги, стандарты; информационные возможности; функции и услуги библиотечных и информационных агентств; библиотечно-информационное образование; библиотекарь в виртуальной библиотеке. Курс «Развитие информационной науки» предполагает как чтение лекций, так и дискуссии по следующим темам: этика и передача информации; интеллектуальное свойство информации; необходимость в информационном поиске; оценка информационных систем; когнитивные модели и информационная наука; информационные потребности; хронология документоведения и информационной науки; информационные сети; визуализация информации; академические публикации; библиометрия; автоматическая индексация и классификация; классификация и информационный поиск; теория информации; информационная стратегия; национальная информационная инфраструктура; поиск нетекстовой информации; социальные контексты информационной науки; экспертные системы и их искусственное распознавание. Цель изучения курса «Библиотечно-информационные службы» состоит в том, чтобы подготовить специалистов для информационно библиографической работы в публичных, школьных и университетских библиотеках. В процессе изучения студент: 1. Знакомится с основными проблемами обработки информации в библиотеках. 2. Получает обзор важнейших информационных ресурсов, данные об использовании электронных форматов. 3. Учится понимать и разрабатывать типы информации и услуг, предлагаемых в различных по типу и величине информационных агентствах. 4. Усваивает базовые понятия электронного поиска в базах данных. Курс «Бизнес-информация» раскрывает основные понятия бизнес-информации как теоретически, так и на базе прикладных программ. Даются знания об основных источниках, периодических изданиях и машиночитаемых базах данных, а также методах использования основных информационных услуг в этой области. Студенты должны научиться оценивать источники информации с точки зрения возможного включения в библиотечные фонды, а также анализировать типичные запросы, планировать стратегию поиска документов и оценку деловой информации. Опыт Луизианской школы библиотековедения и информатики заслуживает внимания на факультетах, готовящих библиотечно-информацион-ные кадры. |