Михеева Л.Я.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Библиографическое образование как часть информационного образования имеет большие перспективы. Подтверждение тому – мировая практика. Библиографическое образование необходимо преобразовать в информационно-библиографическое, усилив его базовые общеинформационные элементы.
        В 90-е гг. изменилась культурно-образовательная политика, что обусловило сужение познавательных аспектов и расширение прагматических целей в образовании. Переориентация общества на новую систему ценностей повлияла на характер требований, предъявляемых вузу и его выпускникам. Изменения носят не коренной характер, а имеют целью оптимизацию образовательного процесса путем синтеза преобразованных, накопленных и осмысленных знаний прошлого и современных идей и технологий. Необходимо добиваться гармонизации взаимосвязей теоретической и практической сторон библиографического образования, чтобы теория была направлена на практику, а практика была теоретически обоснованной.
        Внедрение в библиотеках автоматизированных технологических процессов привело к изменениям в содержании работы библиотекаря и в квалификационных требованиях. Понадобились специальные знания: операторские навыки, умение моделировать процессы, работать с персональными компьютерами и т.д. Нужно уметь работать не только с библиографической, но и с фактографической (адресной, конъюктурно-коммерчес-кой) информацией.
        Образование должно носить непрерывный характер. 
        Должно быть установлено оптимальное сочетание фундаментальных и прикладных дисциплин, которые в совокупности смогли бы обеспечить теоретическую и практическую подготовку специалистов.
В Самарской государственной академии культуры и искусств (СГАКИ) изменено качество обучения путем добавления к библиотечным и библиографическим предметам блока культурологических дисциплин. Выявлены студенты, склонные к научно-исследовательской работе, способные на инновационные решения. Многие получают квалификацию «референт-аналитик», «информатор-технолог». Имеются информационно-компьютерный центр, лаборатория информационной техники, два дисплейных класса, лаборатория вычислительной техники.
В Московском государственном университете культуры (МГУК) на последнем курсе введена дисциплина «Информационная культура личности». В ее основе лежит создание установки на обобщение, на осмысление междисциплинарных связей, содействие развитию информационного мировоззрения будущих специалистов.
        В Санкт-Петербургской академии культуры (СПбГАК) введен новый курс «Общее библиографоведение: отечественное и зарубежное». Это обусловлено тем, что в современных условиях развития библиографической деятельности изучение отечественного опыта необходимо в контексте мирового, как для создания единой картины всеобщего библиографического пространства, так и в целях использования передовых технологий.
        В Челябинской государственной академии культуры (ЧГАК) читается курс «Информационное общество» с разделом «Введение в библиографию». Этап освоения разделяется на общий и комплексно-конкретизиру-ющий. Заключительный этап имеет целью интегрировать обретенные знания и занимает 12% учебного времени.
        Сейчас идет активное усвоение услуг сети Интернет, которая предоставляет возможность обратиться к каталогам крупнейших библиотек мира. И, тем не менее, никакой источник информации не может заменить личный опыт, научный анализ текста, интуицию, доброжелательность, ответственность, личную культуру. Должна быть разработана комплексная система библиографического образования, ориентированная на подготовку специалистов широкого профиля, способных самостоятельно специализироваться на любом рабочем месте.
Hosted by uCoz