Мелентьева Ю.П.
|
|
Изменение системы финансирования науки и культуры, резкое сокращение бюджетных средств на исследования в гуманитарной сфере, в том числе и в области библиотечного дела, обусловливают необходимость активного использования средств благотворительных институтов и фондов, работающих в России. Наибольшие возможности получения средств для развития различных направлений библиотечного дела предоставляют такие организации, как «Институт Открытое Общество» (Фонд Сороса), Айрекс (IRЕХ), Фонд Евразия, Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и др. Их представительства существуют во многих крупных городах России, имеющих университетские центры Интернет (Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток, Барнаул, Уфа, Иркутск и др.). В качестве приоритетных целей предоставления средств определяются, как правило, следующие: тренинги, способствующие повышению квалификации библиотечных работников; сохранность библиотечных фондов; расширение доступа к библиотечным фондам; улучшение обслуживания читателей; оборудование библиотеки; проведение семинаров и конференций по профессиональным проблемам; индивидуальные поездки с докладами на профессиональные конференции и т.п. Основным документом для получения средств является грантовая заявка. Каждый фонд устанавливает свою форму заявки, обычно довольно простую. Однако при всей внешней несложности заполнение заявки оказывается весьма затруднительным для многих библиотечных работников. Причины этого лежат довольно глубоко. К сожалению, многие наши библиотекари-практики часто не умеют выделить главное в своих проектах, четко сформулировать поставленную цель, не владеют методом анализа ситуации, стратегического планирования своей деятельности, методом структурирования решения поставленной задачи, не умеют увязать ее с решением более глобальных государственных задач и т.д. Все это говорит о недостаточной профессиональной рефлексии, без которой невозможно научиться грантоведению (франдрейзингу). Отсюда весьма актуальной становится задача формирования уже в студенческие годы такого уровня профессионального самосознания и рефлексии, который бы позволил осуществлять поворот от идеи к проекту, от понимания проблемы к оформлению грантовой заявки. Эта задача может быть решена различными путями. Прежде всего, возможен спецкурс по данной проблеме в рамках такого курса как, например, «Библиотечная профессиология», активно разрабатываемая сегодня на кафедре библиотековедения МГУК. Возможно также внедрение этой проблематики во все фундаментальные курсы библиотечно-библиографи-ческой подготовки, введение практикумов, включение задания по составлению грантовых заявок в программу производственной практики и т.д. Ясно одно, без высокого уровня профессиональной рефлексии библиотекаря невозможно создание устойчивого положительного о6раза библиотеки для жителей и руководителей региона, что, в свою очередь, весьма затрудняет дальнейшее развитие самой библиотеки. |