Манаенкова Е.М.
|
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ |
Системный подход к подаче экономических знаний означает раскрытие существенных связей между предметом изучения и другими отраслями знаний. Изучение и освоение экономической составляющей управленческой деятельности связано с ответом на вопрос – где пролегает граница между экономикой и управлением? Отметим, что менеджер среднего и особенно высшего звена обязательно должен являться экономистом интегрального плана, обладающим хорошей эрудицией в ряде областей прикладной экономики, и лучше, чем экономист знать хозяйственное право, обладать аналитическим мышлением для организации стратегического планирования. Спор о том, необходима ли экономическая подготовка информационным менеджерам является не актуальным. Экономическая подготовка направлена, прежде всего, не на решение отдельных задач и изучение готовых методик, а на развитие экономического образа мышления. Экономический образ мышления – это умение регулярно применять экономический аппарат для анализа конкретных явлений. Экономический блок базируется на следующих дисциплинах: экономическая теория и история экономических учений и дисциплины прикладной экономики, такие, как бухгалтерский учет и аудит, финансы, ценообразование, инвестиционный менеджмент. Системность преподавания блока экономических дисциплин можно интерпретировать следующим образом: исследуя экономические процессы управления, преподаваемые дисциплины, кроме свойственных только им закономерностей и методов, должны широко использовать методы других наук. Системность преподавания управленческих дисциплин и, в частности, цикла экономических дисциплин вытекает из посылки, что разделить менеджмент на составные части так, чтобы они оказались независимыми, невозможно. «Менеджмент делится не на независимые части, а на части, каждая из которых содержит все остальные». Остановимся на особенностях преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит». Преподавание данной дисциплины на факультете управления и информатики направлено на восприятие студентами бухгалтерского учета как информационной системы, удовлетворяющей интересам различных пользователей. Главная цель бухгалтерского учета – анализ, интерпретация и использование информации. Бухгалтерская информационная система – подсистема управленческой информационной системы, ее финансовый центр. Современный бухгалтерский учет уже не отождествляется с составлением внешней финансовой отчетности. В условиях рынка меняются приоритеты: от фискальных функций – к функциям информационного обеспечения менеджмента. Следовательно, целесообразно рассматривать бухгалтерский учет как двухуровневую систему. Первый уровень – это учет финансовых потоков. Результатом является финансовая отчетность предприятия или его финансовый паспорт, который служит для финансового анализа и диагностики финансового состояния предприятия. Второй – связан с преобразованием факторов производства в продукты и услуги в результате производственной деятельности. В результате такого разделения достигается более точный учет результатов деятельности предприятия. Управленческий учет является «мостом» между традиционными методами учета, планирования, анализа и контроля к единой системе получения и обработки информации и принятии на ее основе управленческих решений. |