Мазурицкий А.М.
|
КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА РОССИИ |
В настоящее время библиотеки остались, по сути, единственными учреждениями, бесплатно предоставляющими доступ к информации. При уменьшении числа общедоступных библиотек с 1985 г. на 15%, количество читателей возросло за тот же период времени на 11%. Посещаемость самых насыщенных в информационном плане центральных библиотек субъектов Российской Федерации только с 1993 по 1997 г. увеличилась более чем на 30%. В библиотеках все более активно внедряются новые информационные технологии. Вместе с тем значительно ухудшилась материальная база многих библиотек. Обострились проблемы комплектования. По сравнению с 1993 г., более чем в два раза сократился приток новых изданий. В целом 80% российских изданий не попадает в библиотеки субъектов Российской Федерации. Нарушена целостная система книгораспространения в стране. Оплата труда библиотекарей, по данным 1996 г., ниже уровня оплаты труда в России в два раза и находится на уровне официального прожиточного минимума. В условиях коммерциализации образования подготовка библиотечных кадров оказалась самой уязвимой. Трудно ожидать, что абитуриенты будут вкладывать деньги в образование, которое, в конечном итоге, предоставляет возможность труда за мизерную зарплату. Одна из ключевых проблем сегодняшнего дня для нашего образования состоит в том, чтобы определить, какая основная идея будет заложена в концепцию подготовки современного библиотекаря. Ведутся разговоры об изменении названия нашей специальности и квалификации. Высказываются идеи расширения спектра подготовки специалистов для всей системы документных коммуникаций. В последние годы наблюдается тенденция усиления информационных аспектов в подготовке специалистов библиотечного дела. В то же время нынешняя ситуация диктует качественно иной прорыв в этом направлении. Необходимо не просто знакомство студентов с новыми информационными технологиями в библиотечном деле, а профессиональное владение совершенно конкретными навыками и знаниями. В обсуждении вопросов подготовки библиотечных кадров зачастую игнорируются проблемы заочного обучения. Значительная часть студентов-заочников – это люди, которые уже связали свою жизнь с библиотеками. Именно они, как лакмусовая бумажка, высвечивают, насколько наша образовательная система соответствует современной библиотечной практике. Весьма остро стоит вопрос о преемственности образования. В тяжелых экономических условиях вуз лишен возможности принимать выпускников средних специальных учебных заведений сверх плана приема. Пришлось расторгнуть договорные отношения со многими специальными учебными заведениями. Необходимо выделение дополнительных мест Министерством культуры РФ для их выпускников. Возможно и целевое направление таких выпускников из регионов, с учетом частичной компенсации их затрат на обучение. Не должны быть обойдены вниманием и вопросы переподготовки библиотечных кадров. Думается, что вузам культуры необходимо активнее проявлять себя в организации переподготовки библиотекарей. На наш взгляд, это должно быть выражено следующим тезисом: «Подготовка библиотечных кадров в вузе не может осуществляться без библиотеки. Переподготовка библиотекарей не может осуществляться без вуза». Необходимо определиться с взглядами на подготовку бакалавров и магистров. В настоящее время не известен социальный заказ на данных специалистов. В должностных инструкциях библиотек не предусматривается магистерского образования для занятия тех или иных должностей. |