Акулич В.А.
|
В БЕЛОРУССКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ КУЛЬТУРЫ |
Одной из основных проблем информатизации библиотечного образования, да и библиотечного дела, Республики Беларусь является острейшая нехватка компьютерного оборудования. К сожалению, как у библиотек, так и образовательных учреждений денег на новое компьютерное оборудование не хватает. Эту проблему можно решить с помощью зарубежных фондов и целевых программ. По централизованным библиотечным системам Республики Беларусь была разослана специальная анкета. По итогам опроса выяснилось, что в Республике лишь узкий круг людей занимается поиском средств для воплощения идей, направленных на решение проблем библиотечной жизни. Однако большинство респондентов хотело бы научиться работать с фондами и овладеть искусством фандрейзинга. Исходя из этого, был разработан курс «Фандрейзинг». Он читается в Белорусском университете культуры в качестве курса по выбору. Студенты активно выбирают его из других курсов, что очень важно, так как этот выбор раскрывает не только веру в свои силы, но и желание решить конкретную проблему. Данный курс имеет следующие разделы: подготовка письма-запроса; методика составления заявки на финансирование, методология поиска средств для финансирования; совместные проекты; отчетность по грантам. Курс обеспечен электронными вариантами пособий по написанию проектов, а также рядом справочников по фондам, финансирующим проекты в сфере науки, культуры и образования Основой курса является не только чтение лекций, но и решение конкретных практических задач. Учебные занятия состоят из лекционного материала и семинарских занятий, где проходит обсуждения студенческих работ. В основном его проводят сами студенты, а преподаватель подводит итоги дискуссии. Каждый студент работает над своим проектом. В процессе дискуссий он не только обучается написанию проекта, но и учится на проектах других студентов. Обычно в группе имеются различные типы проектов. Это расширяет кругозор и помогает студентам вникнуть в специфику каждого конкретного проекта. Большое значение имеет практический опыт самого преподавателя в применении искусства фандрейзинга. В качестве методических пособий используются выигранные и выполненные гранты. Часто студенты успешно работают в команде с преподавателями по выполнению того или иного проекта. Так, значительный вклад студентов был внесен в проекты: 1. «Менеджмент деловой информации в библиотеках Нидерландов и Республики Беларусь» (апрель 1995), профинансированного программой «Nufik» Министерства экономики Нидерландов. Благодаря ему, группа преподавателей библиотековедов и библиотекарей обменивалась опытом в области менеджмента деловой информации с голландскими коллегами; 2. «Библиотечное образование и библиотечное дело в Республике Беларусь и США: конструктивный диалог и сотрудничество». Проект был поддержан и профинансирован агентством IREX. В рамках этого проекта, в мае 1997 г., в г. Минске были организованы и проведены семинары по новым информационным технологиям и библиотечному делу США для белорусских специалистов, работающих в университете культуры, центральных и провинциальных библиотеках Беларуси. Белорусские студенты успешно сотрудничали в процессе реализации гранта с ведущими сотрудниками Библиотеки Конгресса США. Активное участие принимают студенты и в подготовке проекта, посвященного виртуальным проблемам библиотечно-информационного образования. Участие в реализации проектов предъявляет большие требования к студентам. Это владение текстовыми редакторами, квалифицированная работа в Интернет, владение иностранными языками, умение работать в команде, даже если команда размещается не только в разных странах, но и на разных континентах. Овладение искусством фандрейзинга студентами позволяет в будущем не только решать проблемы библиотечного дела с помощью привлечения дополнительного финансирования, но и повышать свои интеллектуальные способности и профессиональные возможности. |