Лободенко Л.К.
|
|
Современный мир переживает период перехода от эры индустриальной к эре информационной. Это время глобальных изменений характеризуется масштабностью информационных процессов, компьютеризацией всех видов человеческой деятельности, формированием информационных систем и сетей, призванных обеспечить каждому индивиду доступ ко всему богатству информационных ресурсов общества. Формирование информационного общества оказало значительное влияние на условия профессиональной деятельности библиографов, требующей существенного повышения уровня информационно-библиографического обеспечения потребителей информации всех областей социальной деятельности, расширения сферы библиотечно-библиографических услуг, улучшения их качества без привлечения дополнительных кадровых ресурсов. Эти изменения наполняют новым содержанием социальную роль библиографа – посредника, информатора. Быстро меняющиеся условия общественного развития актуализировали проблему профессиональной культуры специалиста. Профессиональная культура библиографа не является монолитом, а представляет собой сложную структуру взаимосвязанных компонентов. Среди них во все времена особое место занимала та ее составляющая, которая касалась именно информации и обращения с ней. Новое содержание социальной роли библиографа актуализировало проблемы формирования его информационной культуры. Уровень ее развития у библиографа определяет успешность удовлетворения им информационных потребностей пользователей. Вместе с тем социальная роль библиографа, как информационного посредника в системе «документ – потребитель информации», определяет специфику его информационной культуры. Это обусловлено, на наш взгляд, несколькими причинами. Во-первых, информационная деятельность является для би6лиографа профессиональной, так как библиографическая деятельность – область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Во-вторых, уровень информационной культуры библиографа определяет его уровень квалификации. В-третьих, библиограф участвует как профессионал в формировании информационной культуры личности и в развитии информационной культуры общества. Для характеристики информационной культуры библиографа существенно, что он, в отличие от библиотекаря, оперирует исключительно или преимущественно библиографической (вторично-документальной) информацией. Для библиотекаря библиографические процессы являются неосновными, способствующими поиску и предоставлению пользователям первичных документов. Все это позволило выявить специфику информационной культуры библиографа, включающей большее количество компонентов, чем структура информационной культуры специалиста неинформационной сферы, рядового потребителя информации. Особую роль в структуре информационной культуры библиографа – специалиста, который участвует в создании и распространение библиографической информации, играют эвристические и библиографические средства. Они находят отражение в комплексе знаний, умений и навыков, формирующих библиографическую культуру, культуру чтения и общения, компьютерную грамотность – важнейших компонентов технологической составляющей информационной культуры библиографа. Данные средства обеспечивают наиболее эффективное осуществление библиографической деятельности с оптимальными временными, материальными затратами и максимальными результатами. Библиограф не только пользуется благами информационной культуры общества, но и играет в ней активную роль. Специфика информационной культуры современного библиографа включает способность синтезировать традиционные библиотечно-библиографические и новые информационные технологии для осуществления библиографической деятельности, способность адаптировать, совершенствовать и применять традиционные библиографические средства создания и распространения библиографической информации с помощью новых информационных технологий. Это предполагает формирование высокого уровня библиографической и компьютерной грамотности специалиста как организатора потоков информации, усвоение им требований профессиональной и компьютерной этики. |