Кузнецова Т.Я.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ |
Социальный заказ на профессиональные знания библиотечных работников формируется сегодня под влиянием таких факторов, как информатизация всех сфер общественного развития, внедрение рыночных отношений в социально-культурную сферу, повышение общественной роли библиотеки как социального института. Современный библиотекарь – активный субъект системы социальных коммуникаций, хозяйственник, осваивающий инновационные направления экономической деятельности в непроизводственной сфере, специалист в области новых информационных технологий, проводник информационной культуры. В таких условиях основная тяжесть решения проблемы формирования профессиональных знаний работников библиотек ложится на систему переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Эта система выступает сегодня в качестве инструмента, который устраняет изъяны и недостатки базового образования, во многом пока инерционного, не всегда быстро реагирующего на динамично развивающуюся библиотечную практику. Кроме того, повышение квалификации – важнейшее условие модернизации библиотечного дела, ускоренного внедрения важнейших концепций, проектов, технологий в практику работы библиотек. Не следует забывать и о том, что дополнительное профессиональное образование – средство адаптации библиотечных специалистов к выполнению новых производственных задач, расширения диапазона их профессиональных знаний и гарантия их социальной защиты. Однако, несмотря на объективные предпосылки возрастающего значения дополнительного профессионального образования библиотечных работников, система эта переживает определенный кризис. Основная его причина – сокращение государственного финансирования мероприятий, связанных с повышением квалификации во всех отраслях культуры. При этом отсутствуют нормативные документы, ставящие деловую карьеру специалиста от регулярности обновления им знаний в системе непрерывного образования, что позволяет руководителям всех уровней экономить на повышении квалификации кадров. Наблюдается также сужение образовательного пространства из-за экономических ограничений доступности образования и появившихся межрегиональных коммуникативных барьеров. Отчетливо прослеживается тенденция диверсификации дополнительного профессионального образования в социально-культурной сфере, которая выражается в вариативности организационных форм, структур, уровней, продолжительности и содержания обучения, расширении диапазона социальной востребованности программ переподготовки. При этом почти вдвое сократилось число факультетов повышения квалификации при институтах культуры и искусства, трансформировалась сеть курсов повышения квалификации работников культуры в регионах. Появившиеся альтернативные образовательные структуры (различные центры, семинары, школы) работают преимущественно на коммерческой основе. Обеспечить качественную переподготовку специалистов в широких масштабах они не в состоянии по многим причинам, главные из которых – фрагментарность, дискретность предлагаемых учебных планов и программ, их отчетливо выраженный рыночно-конъюнктурный характер. Важнейшим условием совершенствования системы непрерывного образования библиотечных кадров является обеспечение координации деятельности образовательных учреждений федерального и регионального уровней как по контингенту слушателей, так и широте и содержанию предлагаемых учебных планов и программ с учетом общероссийского либо регионального значения отдельных библиотечных проблем и проектов. Необходимо формирование многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников, в котором каждое из звеньев займет соответствующее место. Сегодня дополнительное профессиональное образование в области библиотечного дела осуществляется преимущественно в следующих формах: а) профессиональная переподготовка – освоение знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности; б) повышение квалификации – обновление теоретических и практических знаний в соответствии с новыми требованиями к уровню квалификации; в) стажировка – формирование и закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки. Все эти три формы комплексно реализуются сегодня Российским институтом переподготовки работников искусства, культуры и туризма (ИПРИКТ). Профессиональная переподготовка – наиболее сложная и ответственная форма обучения, предусматривающая соответствующее программно-методическое обеспечение учебного процесса и обязательную аттестацию предлагаемых учебно-тематических планов и программ. Построение их по модульному принципу позволяет более полно отразить интегративные процессы в развитии библиотечного дела, его комплексный, междисциплинарный характер, динамичные изменения в технологии, формах, методах, организации системы библиотечного обслуживания. Повышение квалификации является наиболее эффективной формой адаптационного обучения. Оно осуществляется как в форме курсов по отдельным проблемам («Библиотеки на информационно-издательском рынке», «Публичная библиотека в помощь социальному развитию, образованию и бизнесу»), так и творческих лабораторий по инновационным направлениям деятельности библиотек. Большой популярностью пользуется проблемное обучение для отдельных категорий библиотечных работников («Управление крупной библиотекой в новых социально-экономических условиях» – для директоров УНБ, «Национальные библиотеки республик России: задачи, функции, новые технологии, перспективы развития» – для директоров национальных библиотек республик РФ). Основное внимание при определении учебных курсов переподготовки и направлений адаптационного обучения уделяется новейшим библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам («Программа Либнет», «Российские библиотеки в Интернет»), что позволяет слушателям формировать новое профессиональное мышление, ориентированное на сетевые режимы библиотечного обслуживания, взаимоиспользование информационных ресурсов, получать синтезированные прикладные знания, которые можно использовать в целях реорганизации традиционных участков библиотечной работы («Служба деловой и социальной информации в библиотеке»). Таким образом, основные направления дополнительного профессионального образования, осуществляемые ИПРИКТ, могут рассматриваться как базовая модель соответствующего звена поствузовского образования в отрасли. Их четкая ориентация на освоении новейших информационных технологий позволяет на практике поэтапно решать проблему информатизации библиотечного образования. |