Костюкова М.В.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ |
90-е гг. в России стали временем серьезных изменений в организации и содержании библиотечного образования в условиях информатизации общества. Появились иные подходы к обучению, новые ступени в системе библиотечного образования, разнообразные организационные формы и средства обучения, учитывающие использование информационных технологий; изменились традиционная методика преподавания, учебные планы и дисциплины. Сама профессия библиотечного работника трансформировалась в ее внутренней структуре и принципах организации. В этой связи важно учитывать существовавшие ранее взгляды на проблемы библиотечного образования в условиях разноуровневой подготовки библиотекарей. Интересен ретроспективный анализ развития начальной (базовой, довузовской) профессиональной библиотечной подготовки в общеобразовательной школе, позволяющий проследить эволюцию подходов к библиотечному образованию на его начальном этапе и организационных форм. Согласно Закону Российской Федерации об образовании 1992 г. (ст.21, п.1) задачей начального профессионального образования (НПО) является подготовка квалифицированных работников по всем направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или полного среднего образования. Данное положение делает возможной организацию начального библиотечного образования в стенах общеобразовательной средней школы. В этом случае первоначальные навыки библиотечной профессии подростки получают параллельно с полным средним образованием на базе основного среднего, соответствующего 9 классам средней школы. Вопрос о подготовке библиотечных кадров в средней общеобразовательной школе ставился отечественными библиотековедами давно. В 1926 г. А.В. Кленов выступил с предложением о введении дисциплины «Библиотечное дело» в качестве спецкурса средней школы 2-ой ступени (что соответствует старшим классам современной средней школы). Составленный им учебный план был рассчитан на 102 часа и включал в себя такие темы, как «Библиотеки и их роль в политпросветработе», «Библиотечная техника и организация», «Работа с книгой», «Громкое чтение», «Справочная работа» и ряд других. Программы А.В. Кленова были весьма добротны и позволяли школьникам изучить актуальные вопросы библиотечного дела. Это было интересное и ценное начинание, а сама идея – дать в стенах средней школы библиотечную подготовку – плодотворна сама по себе. Непрерывность среднего образования, выработанные навыки в учебных заведениях, комплекс общеобразовательных предметов, дающий возможность координировать получаемые знания по библиотечному делу с другими предметами – все это способствовало в то время подготовке молодых библиотечных работников со средним образованием. Более того, идеи Кленова интересны и актуальны в современных условиях. Новые идеи возникли в условиях постоянного поиска наиболее приемлемой системы подготовки библиотекарей, адекватной времени и изменениям в обществе. Так, предтечей и определенной формой развития начального этапа библиотечного образования явилось библиотечное ученичество (практиканство), о необходимости которого писал в начале 20-х г. Я. Киперман. В 1927 г. с принципиальной поддержкой и критическим анализом такого начинания выступила Н. Фридьева. Идя дальше своего предшественника, она дала наиболее полную характеристику библиотечному ученичеству, определяя его, как «библиотечную школу для подготовки библиотекарей определенной квалификации для библиотек определенного типа». Фридьева считала, что «школа библиотечного ученичества должна занимать определенное место в системе народного образования» и «быть связанной в единое целое с последующими ступенями подготовки библиотечных работников». Тенденции развития начального профессионального библиотечного образования обозначились значительно раньше, еще в дореволюционной России, когда закладывался фундамент библиотечного образования и библиотечной профессии в целом, когда некоторые понятия еще не были осмыслены и терминологически оформлены. На рубеже 20–30-х гг. библиотечные классы были в порядке эксперимента созданы в некоторых московских школах, однако дальнейшего распространения опыт не получил, так как большее внимание стало уделяться среднему специальному и высшему библиотечному образованию. Практически целых два последующих десятилетия начальное профессиональное библиотечное образование находилось вне поля зрения исследователей. Лишь в 1964 г. увидели свет разработанные Министерством просвещения СССР программы подготовки в средней школе кадров для массовых библиотек. Они предусматривали изучение подростками двух самостоятельных курсов: «Библиотековедение» объемом 256 часов и «Библиография» объемом 169 часов. Новый импульс развитию начального профессионального библиотечного образования в нашей стране придало создание в середине 70-х гг. учебно-производственных комбинатов (УПК), в задачу которых входило и осуществление профориентации учащихся с целью подготовки к сознательному выбору профессии, обучение подростков первоначальным навыкам труда по избранной профессии. В тот период наблюдается активизация профориентационной работы в области библиотечного дела. В 80-е гг. начали создаваться учебно-производственные комбинаты, ведущие подготовку библиотекарей. В Москве один из первых таких УПК был создан при ВГБИЛ. Существенные изменения в систему начальной профессиональной подготовки школьников внесла реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984). Принципиальным новшеством совершенствования среднего образования явилось соединение общеобразовательной подготовки с профессиональным образованием, что позволяло осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи. В конце 80-х гг. в России в соответствии с решением коллегии Минвуза РСФСР и Постановлением Совета Министров «О создании школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов» (1988) стали воссоздаваться и классы по подготовке библиотекарей, а в начале 90-х гг. стали возникать целые учебные комплексы «школа-вуз», «школа-библиотека-вуз». Наибольшей степени развития начальное профессиональное библиотечное образование достигло в последние годы, когда отдельными библиотечными учебными заведениями и библиотеками был накоплен богатый опыт по организации работы комплексов «школа-вуз», «школа-библио-тека-вуз», гимназических и лицейских классов по библиотечной специальности. Так, например, только на дневном отделении библиотечно-информационного факультета МГУК к концу 1997 г. действовало уже 6 таких комплексов, за период с 1993 по 1998 гг. на I курс дневного отделения библиотечно-информационного факультета было зачислено более 50 выпускников, обучавшихся в системе «школа-вуз». Таким образом, проводимая работа в данном направлении была и остается крайне важной для профессиональной ориентации школьников, подготовки достойных студентов для библиотечных факультетов вузов культуры, воспитания информационной культуры личности, повышения культурного и интеллектуального потенциала России. Начальный этап профессиональной подготовки библиотекарей является необходимым и органичным уровнем в системе непрерывного библиотечного образования. |