Исаева Т.Е.
|
В МОРТЕНСОН ЦЕНТРЕ (США) |
В последние годы бурное развитие новых информационных технологий вызвало потребность библиотек в квалифицированных специалистах, имеющих навыки работы с ресурсами Интернет и способных передавать эти навыки другим сотрудникам и пользователям библиотеки. Однако целевая подготовка таких специалистов в существующих профессиональных учебных заведениях России практически не ведется. Для реализации этой задачи в 1998 г. «Школа Рудомино» (Россия) и «Мортенсон-центр библиотечных программ» (США) предприняли совместный проект «Интернет для обеспечения доступа к информации в библиотеках». Проект осуществлялся в форме «тренинга для тренеров», для чего были отобраны 7 команд из различных регионов России, состоящих из библиотекаря – представителя ОУНБ и программиста – сотрудника Интернет центра того же региона. Специалисты из каждой команды профессионально дополняли друг друга, так как при организации собственных обучающих проектов в регионах программист отвечал бы за техническое обеспечение, а библиотекарь – непосредственно за обучение участников проекта (сотрудников и пользователей библиотеки) использованию информационных ресурсов Интернет. Финансовая поддержка проекта осуществлялась Институтом «Открытое Общество», так как он предпочитает поддерживать проекты, направленные на создание равных возможностей доступа к информации для всех пользователей, независимо от их территориальных, социальных, возрастных и других признаков. В конкурсе приняли участие библиотекари и сотрудники Интернет-центров из Твери, Ярославля, Петрозаводска, Новгорода, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Томска, Барнаула, Новосибирска, Екатеринбурга, Ижевска, Чебоксар. Для конкурсного отбора в Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) было организовано собеседование, которое проводили представитель Мортенсон-центра США и заместитель генерального директора ВГБИЛ. К квалификации кандидатов предъявлялись следующие требования: свободное владение английским языком, опыт профессиональной деятельности в библиотеке не менее 5 лет, навыки работы с новыми электронными технологиями, компьютер, Windows95, e-mail, отличные навыки межличностного общения, стремление и навыки консультировать коллег и пользователей библиотеки. По проекту «Интернет для обеспечения доступа к информации в библиотеках» были предусмотрены разнообразные формы обучения: 1. Стажировка 7 команд в Иллинойском университете (США). 2. Осуществление участниками стажировки собственных обучающих проектов в своих регионах. 3. Итоговая стажировка 7 команд в «Школе Рудомино» ВГБИЛ (Россия); презентация собственных проектов участниками. Стажировка в США – один из важных и интересных элементов в программе обучения. Она проходила в Иллинойском университете (г. Урбана-Шампейн, США) с 1 июля по 1 августа 1998 г. Учебная программа была очень насыщенной и включала в себя разнообразные формы обучения: лекции, проведенные ведущими специалистами Мортенсон-центра, визиты в американские библиотеки и библиотечно-сервисные организации, рабочие встречи, деловые игры и психологические тренинги. Основной акцент в содержании обучения был сделан на вопросах использования новых информационных технологий в библиотеке, методике поиска информации в Интернет, работе с Web-серверами. Все лекции были подкреплены выполнением домашних заданий и практической работой в классах. Во время учебы в Университете стажеры получили методические материалы, которые использовались в дальнейшем для подготовки и проведения собственных обучающих проектов. Кроме учебных курсов, необычайно важными для участников стажировки стали визиты в американские библиотеки. Они помогли стажерам понять принципы организации городских публичных библиотек в США и комплексного обслуживания разных категорий читателей, особенности комплектования и методы работы с персоналом по совершенствованию основных производственных процессов. Одним из интересных был также визит в один из филиалов фирмы «Baker&Taylor». Впервые участники стажировки смогли наглядно ознакомиться со всем комплексом производственных процессов по подготовке вновь выходящей литературы разных типов и видов для дальнейшего использования в библиотеках, посмотреть на техническую реализацию принципов обеспечения сохранности литературы и проследить за процессом ее предварительной обработки и систематизации для удобства библиотечного использования и автоматизированного распределения по сети региональных библиотек. В целом стажировку в США участники оценили положительно. Обучение в Иллинойском университете позволило им получить новые знания в области использования современных информационных технологий, познакомиться с принципами работы американских библиотек и сравнить их с принципами организации деятельности библиотек России, увидеть перспективы развития библиотечного дела в своих регионах. |