Ильичева Л.С.
|
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА |
В России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, постепенно формируется национальная информационная инфраструктура и происходит становление информационного рынка. Увеличение объемов информации, появление новых видов информационных источников, внедрение вычислительной техники и освоение новых информационных технологий всеми структурами информационно-коммуникационного комплекса, включая библиотеки, существенно влияют на содержание и организацию высшего образования (ВББО), усиливают процесс его информатизации. Информатизация ВББО находит свое проявление в формировании блока дисциплин математико-информационного цикла, преобразовании традиционных библиотечно-библиографических курсов, применении вычислительной техники для целей практического обучения. По мере продвижения к информационному обществу наблюдается сближение, порой даже сращивание функций информационных и библиотечно-библиографических учреждений, функций информационных и библиотечных работников. В связи с этим высказываются суждения о консерватизме, архаичности библиотечной профессии, необходимости пересмотра профиля и названия специальности «Библиотековедение и библиография», переходе библиотечных (библиотечно-информационных) факультетов вузов к подготовке вместо библиотекарей-библиографов информационных посредников нового типа. Эти размышления чаще всего не подкрепляются основательной научной аргументацией. К сожалению, исследования в этом направлении ведутся эпизодически, разрозненно, разработка республиканской темы НИР, которую координировал МГУК, была завершена ввиду отсутствия государственной поддержки. Все это не способствует выработке единой концепции ВББО, принятию центральными и региональными вузами согласованных решений по важнейшим позициям формирования современного облика библиотекаря-библиографа. К постоянно дискутируемым относится проблема места и наполнения библиографического компонента ВББО. Поскольку библиографические процессы и ресурсы органически включены как в научно-информа-ционную, так и библиотечную деятельность, это приводит к рассеянию библиографического знания, его «растворению» в библиотековедческих и – в меньшей степени – информационных учебных курсах. В результате в учебных планах библиотечно-информационных факультетов сокращаются состав и объем библиографических дисциплин. Преподавание большинства учебных курсов замыкается рамками «библиотечной библиографии». При этом зачастую не учитываются многообразие организационных форм библиографической деятельности в сфере документных коммуникаций, ее широкое социальное назначение как подсистемы культуры, общенаучность библиографического метода, общий потенциал библиографических ресурсов нашей страны и мирового сообщества в целом. Такой подход не отвечает современным требованиям к подготовке библиотечного работника как информационного посредника, полноправного участника рынка информационных продуктов и услуг, ограничивает возможности молодого специалиста на рынке труда. По справедливому утверждению известного библиографоведа М.Г. Вохрышевой, «в сферу деятельности библиографа входят два основных направления: информационное, включающее процессы обработки, хранения, передачи информации и нацеленное на документ, а также культурологическое, направленное на человека, потребляющего информацию и создающего ее». От квалификации библиографа, уровня его информационной и интеллектуальной культуры во многом зависят качество библиографической продукции и библиографического обслуживания, успех библиографического обучения потребителей информации, эффективность использования информационных ресурсов. Применение ЭВМ, обогащая и ускоряя библиографические процессы, не умаляет интеллектуального вклада библиографа в решение конкретных задач поиска, отбора и оценки документов, создания источников библиографической информации и выполнения услуг, ориентированных на специальные информационные запросы, их продвижения на информационном рынке. Профессиональная компетентность библиографа определяется не только его знанием теории, истории и технологии библиографической деятельности, но и умением быстро ориентироваться в библиографических ресурсах универсального и отраслевого содержания, которое приобретается благодаря ознакомлению с системой библиографических источников и анализу информационной ситуации в различных отраслях знания и областях практической деятельности. Поэтому столь важно введение в блок специальных дисциплин и курсов по выбору отраслевых библиографических дисциплин не только в их традиционном, но и модифицированном виде (библиографический мониторинг документального потока по социальным, естественным и техническим наукам, маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг и др.). По прогнозам ученых, в России сохранится приоритетное положение документов среди источников информации. Информационные издания и базы данных, в том числе библиографические, останутся основным средством распространения информации о содержании отечественного и мирового документального потока, составе общественных документальных фондов. Библиографические ресурсы и библиографические услуги будут по-прежнему востребованы. В связи с этим приобретение библиографических знаний, практических умений и навыков с ориентацией на особенности библиографических процессов в библиотеках, службах НТИ, издательствах, книжной торговле, средствах массовой информации остается важной составной частью подготовки специалистов на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусства. |