Елагин А.Н.
|
ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО, ДИСТАНЦИОННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ СОВМЕЩЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ |
Цель разработки – обеспечить преподавателя и студента эффективной методологией и комплексом программных средств, используемых при подготовке, проведении и контроле результатов учебных занятий. Известны два недостатка традиционного способа обучения, реализуемого с помощью традиционных средств: лекций, практических занятий, учебников и методических материалов. Во-первых, в основу традиционной методики преподавания и средств ее реализации положен принцип «безадресной» передачи информации по форме, содержанию и сложности рассчитанной на некоего среднестатистического студента, так как ни преподаватель, ни учебник, ни методическая литература априори не могут «знать» ни социально-психологи-ческих, ни профессиональных параметров реальных слушателей, присутствующих на лекции. Во-вторых, психологами установлено, что в случае самых благоприятных условий на лекции (опытный лектор и внимательный, конспектирующий слушатель) обучаемый теряет не менее 25–30% передаваемой ему информации. Предлагаемая методика сохраняет традиционные приемы обучения («от карандаша до библиотеки») в виде лекций, практических занятий, работа с методическими материалами, книгой в библиотеке как в стационарном, так и дистанционном режимах обучения. При этом в режиме дистанционного обучения традиционная лекция трансформируется в виртуальную и реализуется видеомагнитофоном или компьютером. Главные недостатки компьютеризированных технологий обучения: во-первых, автономность этих технологий, т.е. весьма слабая, а подчас и нулевая связь с традиционной технологией как по форме, так и по содержанию; во-вторых, как правило, компьютеризированные системы обучения создаются на базе «жесткого» алгоритма, изменение которого невозможно осуществить без помощи автора пакета программ, владеющего алгоритмическим языком. В новой методике ставится задача ликвидации указанных выше недостатков как традиционной, так и компьютеризированной технологий путем их объединения («от карандаша до компьютера») при непосредственном участии и под научно-методическим, идейным руководством преподавателя-предметника, владеющего персональным компьютером в объеме знания клавиатуры, и активно работающего студента: на лекции, на практических занятиях, в компьютерном классе, с книгой и методической литературой, т.е. использующего весь арсенал средств обучения как традиционных, так и новейших. При этом в систему заложена идея – «отдать» все, что успешно делает человек, преподавателю и студенту, а все, что можно алгоритмизировать и запрограммировать преподавателем-предмет-ником, «отдать» компьютеру, с помощью которого осуществляется «индивидуальное обучение (доучивание) студента», в частности закрепление учебного материала с учетом индивидуальных параметров студента и руководство важной составляющей процесса обучения – работой с учебной и методической литературой. Для обеспечения «адресности» информации, передаваемой слушателям преподавателем-предметником, методика предлагает комплекс компьютеризированных, тестирующих программ, раскрывающих социально-психологические и профессиональные параметры слушателей с последующим использованием этих данных в процессе «индивидуализации» обучения. Для ликвидации потерь информации, допущенных в ходе лекции и практических занятий, система дает возможность увеличить число контактов «лектора» с каждым слушателем, практически любое количество в компьютерном классе, а если у него есть компьютер – дома и даже в другом городе. При этом в роли «лектора» последовательно выступает собственно лектор или запись лекции, электронная (виртуальная) книга и ее дополнительные режимы – обучения и контроля. Отличие предлагаемой методики заключается в том, что она реализует идею системного подхода к компьютеризации учебного процесса, в частности, учитывает, помимо других, и тот факт, что сегодня большинство преподавателей профессионально и свободно не владеет компьютером, что, как правило, игнорируется разработчиками автоматизированных систем обучения. Указанное игнорирование не приводит в их ряды преподавателей, приверженных традиционным методам. Вместе с тем реализация предлагаемой методологии дает возможность не только «примирить лед и пламень», но, что весьма важно, существенно увеличивает роль традиционного преподавателя-предметника, поскольку ему отводится ведущая роль в создании основы средств реализации методологии – так называемой электронной книги. Методика и средства ее реализации разработаны и активно используются в течение последних двух лет автором в МГУК на факультете «Информатика и управление» (кафедра менеджмента) в локальной сети ПК типа IBM с процессорами 386 и выше. В остальном ограничений нет ни по форме, ни по содержанию учебной дисциплины. |