Езова С.А.
|
БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ |
В век информатизации, компьютеризации общества насущной проблемой остается духовное развитие личности профессионала. Перед студентами I курса специализации «Библиотекарь – социальный психолог» ставятся задачи не только вооружиться необходимыми знаниями, сформировать профессиональные умения и навыки, но и изменить себя, т.е. развить в себе значимые личностные качества, в частности, те, которые определяют эффективность профессиональной деятельности библиотекаря. Так как ведущим мотивом для личностного роста является осознание человеком самого себя, акцент в работе с первокурсниками делается на их тестирование по основным личностным параметрам, на выявление потребностей, являющихся движущей силой развития личности студента. Составить студенту свой психологический портрет помогают также просмотр им телевизионного курса лекций по психологии общения, дискуссионное обсуждение вопросов типа: «Какие подарки я дарю состоянию Ребенка разных людей, в том числе и библиотекаря», «Какого раба мне нужно из себя выдавить», «Какой дискомфорт я создаю себе и другим», «Как полюбить себя?» и др. В процессе обучения делается попытка увязать решение профессиональных задач с психологическими (поведение студентов в деловых, ролевых играх анализируется как с профессиональной точки зрения, так и с позиции проявления студентами личностных качеств). Осмысление студентом своих потребностей в изменении самого себя, самосовершенствовании имеет логическое продолжение в разработке им контрактов со своим состоянием Взрослого по формированию положительных привычек. По данным самонаблюдений, самоотчетов выпускников, большое влияние на их развитие оказывает процесс работы над дипломными работами, начиная со II курса по темам: «Наука и искусство слушать в библиотечной работе», «Библиотечная имиджелогия», «Социально-психологичес-кий портрет библиотекаря» и др. На четвертом курсе, по изучению жизненных сценариев студентов составляются их психологические портреты, позволяющие обнаруживать те изменения, которые произошли в личностном росте студентов. У большинства членов группы – адекватная самооценка (у некоторых остается завышенная), развито самоуважение, чувство собственного достоинства, самоконтроль, ответственное отношение к делу, самостоятельность. Имевшим место на I–II курсах случаям проявления студентами юношеского максимализма, приводившим к конфликтам, в частности, с педагогами, на смену пришли иные типы поведения: избегание, сотрудничество. У выпускников стала ярче проявляться индивидуальность. Изменения персонифицированы. У одной развилось умение слушать. У другой изменилась формула Эго-состояний, Взрослый потеснил состояние Ребенка. У третьей изменился имидж. У четвертой появилась уверенность и др. В качестве иллюстрации, убедительно свидетельствующей о качественных изменениях личности студентов, их положительном влиянии на окружающих, приведем фрагменты выступлений студентов III курса заочного отделения якутского факультета ВСГАКИ специализации «Библиотекарь-социальный психолог» по одному из вопросов дискуссии – «Какие изменения произошли с Вами за 3 года» в отношении: а) к читателю: «чтобы быть в форме, овладеваю приемами психологической защиты в общении с нервными, раздражительными читателями»; «много проблем вызывает контакт с подростками (они, как правило, игнорируют библиотекаря), теперь легче, так как изучали возрастную и педагогическую психологию»; «стала проводить на селе исследования, читатели удивились, с чего вдруг, однако им понравилось, по-моему, это влияет на повышение престижа библиотеки»; «раньше не догадывалась первой здороваться с невежливым читателем» и др. б) к самому себе: «когда я узнала, что у меня завышенная самооценка, начала размышлять, зачем мне это надо, и что делать»; «стала больше улыбаться, обращать внимание на свои жесты» и др. в) к коллегам: «стала терпимей на работе, понимаю, что моя учеба по специализации вызывает у коллег зависть (давно не повышали квалификацию, варятся в собственном соку)»; «стала учиться говорить коллегам комплименты, радует их реакция» и др. г) во взаимоотношениях в семье: «узнала, что не надо ребенка ставить на первое место в жизни, замечаю, что он стал ценить меня»; «заразила сестру тестированием, близкие стали обращаться ко мне как к психотерапевту» и т.п. Опыт подсказывает, что у высшей библиотечной школы есть большие неиспользованные резервы по мобилизации студентов на саморазвитие и самосовершенствование. |