Димитроф А., Шлыкова О.В.
|
ОБСЛУЖИВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ БИБЛИОТЕКАХ И ПОДГОТОВКИ ИНФОПОСРЕДНИКОВ В БИБЛИОТЕЧНЫХ ШКОЛАХ |
Американские библиотеки, как и везде, имеют общую цель: удовлетворение информационных потребностей пользователей и обеспечение их необходимой информацией. Учитывая, что библиотечные ресурсы и услуги становятся все более многообразными, эта цель приобретает особую важность. Информатизация общества способствует изменению характера фонда и сервиса библиотек. За последние 15 лет значительно возросло число электронных ресурсов в библиотеках, а это потребовало дополнительных умений и навыков со стороны библиотечных работников, связанных с обработкой, хранением, созданием и распространением этих ресурсов. Наряду с типовыми целевыми установками в информационном сервисе библиотек существуют специфические особенности, обусловленные разнообразием типов библиотек, а соответственно и разнообразием потребностей пользователей, самих информационных ресурсов и услуг. Библиографы публичных библиотек в большинстве своем занимаются библиографическим обучением (инструктированием), т.е. обучением тому, как использовать информационные ресурсы библиотеки, электронный каталог, CD-ROM-издания, как пользоваться Интернет для поиска информации, которая недоступна в конкретной библиотеке т.п. В специальных библиотеках (библиотеках фирм, крупных компаний, медицинских библиотеках и т.д.) деятельность инфопосредника отличается тем, что обучающая функция уступает место информационно-аналитичес-кой. В силу того, что пользователи специальных библиотек, как правило, заняты принятием решений, выполнением своих профессиональных задач и им некогда заниматься поиском, а тем более изучением того, как пользоваться теми или иными ресурсами, эту работу обычно выполняет библиограф, референт-аналитик. Он осуществляет поиск и аналитико-синтети-ческую обработку необходимой информации (в том числе и фактографической), и в этом случае повышается его ответственность за конечный результат. Поэтому заработная плата в специальных библиотеках, которая значительно выше, чем в публичных или библиотеках учебных заведений, прямо пропорциональна степени ответственности библиотечно-информа-ционного специалиста. За неточно или неполно предоставленную информацию библиограф специальной библиотеки может легко потерять работу. Специфика работы библиотек находит отражение в учебных планах и требованиях, предъявляемых к библиотечно-информационным кадрам. В американских университетах по специальности «библиотечная наука» нет степени бакалавра. Она существует только в области информационного менеджмента. Американские университеты предлагают около 50 программ, обеспечивающих получение магистерской степени в области библиотечных и информационных наук. В зависимости от будущей специализации (которая ориентирована на типы библиотек, типы информационных потребностей и ресурсов) студенты должны иметь еще углубленную отраслевую подготовку – медицинскую, педагогическую, искусствоведческую и т.д. Как правило, выпускники библиотечно-информационных школ работают в различных областях библиотечно-информационных наук. В 20 университетах открыты докторские программы (докторантура), где студенты имеют возможность получить ученую степень. Большая часть выпускников работает в школьных, публичных и специальных библиотеках. Однако технологии информационного общества способствуют появлению новых профессий, должностей, в которых выпускники библиотечно-информационных школ успешно реализуют себя. Это менеджер сети Интранет, информационный брокер, Web-дизайнер и др. Опыт преподавания курсов «Он-лайновые ресурсы», «Справочно-библиографическая работа» в России, в частности на библиотечно-информационном факультете МГУК, привел к выводу, что в российской и американской системах подготовки кадров и библиотечно-информацион-ном обслуживании пользователей библиотек существует много общего. Поэтому совместные исследования, обмен преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин будут способствовать лучшему взаимопониманию, в конечном итоге, более качественному информационному сервису обеих стран. На это нацелен проект международной школы библиотековедения, информационных технологий и культуры, развиваемый МГУК и Международным библиотечным, аналитическим и информационным центром, который представляет большой интерес и для американской стороны. |