Горбачева В.А.
|
ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕЧНО- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН |
Дальнейшее повышение эффективности и качества подготовки библиотекарей высшей квалификации зависит от многих факторов. Важнейшим из них является уровень профессионально-педагогической подготовки преподавателей библиотечно-библиографических дисциплин. Это обусловлено тем, что преподаватель был и остается ключевой фигурой учебного процесса. К сожалению, высшая школа, в том числе библиотечная, на протяжении всей истории существования недооценивала этот фактор. Априори считалось, для того чтобы занять кафедру в студенческой аудитории, достаточно быть хорошим специалистом по тому или другому учебному предмету, а все остальное, как говорится, приложится по мере накопления преподавателем соответствующего педагогического опыта. Однако такая традиционная постановка вопроса не имеет под собой достаточного основания. Применительно к библиотечным факультетам библиотечное дело и педагогическое «дело», хотя и взаимосвязанные, но все же разные понятия. Знание библиотечного дела не влечет за собой автоматически знания педагогического процесса. Вот почему на современном этапе развития высшей библиотечной школы, когда требуется максимальное использование ее внутренних ресурсов, столь актуальное значение приобретает не только и не столько библиотечно-библиографическая, сколько именно профессионально-педагогическая подготовка преподавательского корпуса библиотечных факультетов. В связи с этим встает вопрос: чему учить будущих преподавателей библиотечно-библиографических дисциплин? Иначе говоря, что должно составлять содержание их профессионально-педагогической подготовки? В самом общем плане под содержанием понимается системно, педагогически рационально организованный массив учебной информации, усвоение которой делает выпускника библиотечного факультета профессионалом-педагогом. Проблема содержания подготовки будущих вузовских преподавателей библиотечно-библиографических дисциплин сводится к конструированию его содержания, предусматривающего динамическое равновесие шести основных циклов: философско-методоло-гического, культурологического, психолого-педагогического, библиотеч-но-библиографического, правового, медико-биологического. Проведенное исследование показывает, что (с учетом предшествую-щей учебы на библиотечном факультете) структура содержания может быть ограничена следующими тремя циклами: а) психолого-педагогический; б) управленческо-правовой; в) риторический (факультативный). Минимальный набор конкретных учебных предметов, который необходим для полноценного овладения знаниями, навыками и умениями педагогической работы в вузе включает: 1) введение в педагогическую профессию, 2) психология человека, 3) возрастная психология, 4) психология высшей школы, 5) психология студенчества, 6) социальная психология, 7) педагогическая психология, 8) педагогические теории, системы, технологии, 9) теория воспитания, 10) дидактика, 11) педагогика высшей школы, 12) специальная психология и коррекционная педагогика, 13) философия и история образования. 14) основы управления педагогическими системами, 15) общая методика преподавания библиотечно-библиографических дисциплин, 16) Частные методики преподавания библиотечно-библиографичес-ких дисциплин, 17) курсы по выбору, 18) педагогическая практика. Кроме того, обязательным элементом содержания должны быть дисциплины управленческо-правового цикла, которые, как минимум, должны предполагать изучение следующих тем: 1. Система высшего образования 2. Управление системой высшего образования. 3. Система высшего библиотечного образования. 4. Управление системой высшего библиотечного образования. 5. Управление высшим учебным заведением; нормы внутривузовской демократии. 6. Государственный стандарт высшего образования. 7. Государственные образовательные стандарты в области высшего библиотечного образования. 8. Права и обязанности преподавателя вуза. 9. Права и обязанности студента. 10. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава библиотечных факультетов. Представленная структура содержания удовлетворительно согласуется с результатами социологического исследования преподавателей. Практически полностью она отвечает также условиям, вытекающим из такого основополагающего документа, каким являются действующие ныне «Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (третий уровень высшего профессионального образования)», утвержденные Госкомвузом России. |