Ганзикова Г.С.
|
ДЛЯ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В ПЕРИОД ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА |
На разных этапах развития библиотечного дела проблемы подготовки специалистов для работы с юными читателями решались с учетом ее специфики как области педагогической деятельности. Современная ситуация в подготовке библиотекарей для работы с детьми не столь однозначна. Ускорение темпов информатизации общества, возрастающий спрос на образовательные услуги и их информационную поддержку обусловили появление новых тенденций и в работе с детьми, и в обучении соответствующих категорий специалистов. Происходит переосмысление функций детских и школьных библиотек, усиление противостояния двух различных позиций – «педагогической» и «информационной» по отношению к деятельности библиотекарей и их социальной миссии. Многие работники этих библиотек остро ощущают необходимость освоения электронных информационных технологий в целях реализации прав детей на получение информации из любых удаленных источников, включая зарубежные. Параллельно углубляются эволюционные процессы в профессиональной рефлексии, в осознании библиотекарями своей педагогической миссии. Взгляды на детского библиотекаря и его профессиональную подготовку как педагогического и социального работника, призванного выполнять в меняющемся обществе множество новых функций, в том числе культурно-досуговую, заметно развиваются в среде ученых-исследователей и преподавателей специальных дисциплин. Высшие учебные заведения не могут не учитывать это обстоятельство. Однако современная система высшего библиотечного образования, несмотря на происходящие в ней существенные преобразования, пока слабо реагирует на расширение, усложнение задач и функций библиотек, работающих с детьми. В ряде вузов «детская специализация» вытесняется из учебных планов или уже закрыта. Региональные потребности библиотечных учреждений в высококвалифицированных специалистах по работе с детьми не удовлетворяются. В настоящее время в библиотеках профессионалов нового типа мало или нет совсем. Имеются в виду специалисты, владеющие всей совокупностью знаний, умений, навыков, способностей, необходимых для продуктивной работы с детьми в современных условиях. Это специалисты, которые равно хорошо знают детскую литературу, методику работы с детской книгой, базы данных для детей, компьютерные игры и другие материалы нового поколения, предназначенные детям. Это специалисты, изучавшие не только информатику и информационные системы, но и курсы возрастной и педагогической психологии, общей, социальной и театральной педагогики. Они умеют проводить театрализованные праздники, использовать игровые методики обучения детей основам информационно-документального поиска по традиционному СБА и в электронном каталоге. Это библиотекарь, любящий, понимающий детей, способный работать с ними, умеющий создавать комфортное для ребенка любого возраста библиотечно-информационное пространство, в том числе используя компьютерную технику. Он творческая личность, владеющая технологией художественно-творческой деятельности. Для него непрерывное творческое развитие и развитие индивидуальности, творческих способностей ребенка – задачи первостепенной важности. Подготовка библиотекаря-педагога, организатора досуговой деятельности и детского чтения возможна, но лишь при узкой специализации в процессе вузовского обучения, причем достаточно солидной и углубленной, так как сейчас невозможно быть знатоком всех направлений библиотечной работы. Ориентация на подготовку менеджеров и библиотекарей-библио-графов широкого профиля пагубна для высшей школы. Такой специалист не отвечает всем потребностям практики. Справедливая критика в адрес высшей школы уже имеется, поскольку многих специалистов приходится доучивать и переучивать на средства библиотек. Технологизация подготовки библиотекарей в ущерб педагогизации также может быть отнесена к числу негативных тенденций. Не все выпускники идут работать в научные библиотеки. Большой процент выпускников вузов попадает в библиотеки семейного чтения, в детские, школьные, в филиалы ЦБС. Не имея психолого-педагогической подготовки, не зная документально-информационные ресурсы для детей, такие специалисты чувствуют себя дискомфортно, уклоняются от педагогической работы, концентрируют внимание на выполнении лишь технических операций. Мала отдача от таких специалистов и в организации информационной работы. В период обучения в вузе требуется совершенно четкая и конкретная ориентация будущих библиотекарей на проведение информационной работы среди юных пользователей библиотек как составной части педагогической работы. «Ничего вредного, и только – полезное!» – так кратко можно определить ее цель и суть. Важно формировать такую же установку у обучающихся в системе послевузовского образования, акцентировать внимание на различных аспектах информационной безопасности общества, в том числе социально-педагогических. Вузам необходимо взять курс на подготовку специалистов нового типа. Это внесет позитивные изменения в работу библиотек для детей и юношества, повысит их статус как центров информации, досуга, детского творчества. Библиотекаря нового типа следует обучать по отдельным учебным планам. Информационное и педагогическое будут сосуществовать в работе и сознании такого специалиста как органическое двуединое целое. |