Борисова О.Б.
|
ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД |
В исследовании развития НИР по библиотечно-информационному образованию, кроме логического, содержательного подходов, были предприняты попытки наукометрического анализа, предполагающего количественное изучение соответствующего документного потока. В 80-е – начале 90-х гг. в библиотековедении на этой основе были сделаны выводы относительно подготовки кадров высшей квалификации, выявлена лидирующая концепция библиотечного образования. Однако изучение современной организации научно-исследовательской деятельности невозможно без обращения к опыту наиболее продуктивных научных коллективов и школ. К середине 80-х гг. было выявлено наукометрическими методами 11 исследовательских групп и одна научная школа О.С. Чубарьяна. Продолжение анализа позволило идентифицировать 12 основных научных коллективов, возглавляемых А.Н. Ванеевым, Ю.Н. Столяровым, К.И. Абрамовым, А.Я. Айзенбергом, В.С. Крейденко, А.В. Соколовым, А.Е. Шапошниковым, Т.Д. Полозовой, К.В. Таракановым, Т.Ф. Каратыгиной, В.И. Терешиным, В.В. Цурканом. Среди них наибольшее внимание подготовке кандидатских диссертаций, посвященных библиотечно-информационному образованию, уделяли К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, В.С. Крейденко, А.В. Соколов и Ю.Н. Столяров. Но лишь коллектив А.В. Соколова близок к определению научной школы, разрабатывающей проблемы профессиональной подготовки информационных работников. Здесь наметилась преемственность идей по данному вопросу – одна из основных отличительных характеристик научной школы. Близость научных интересов устанавливается также наличием ссылок: О.И. Воверене в своей диссертации 12 раз ссылается на работы А.В. Соколова, а всего в процессе научной деятельности – 21 раз. А.И. Каптерев в докторской диссертации, посвященной библиотечному образованию, чаще всего цитирует именно труды А.В. Соколова. Очевидно, ему близки идеи А.В. Соколова. В приведенных примерах прослеживается четкая взаимосвязь. Большинство публикаций А.В. Соколова в конце 80-х – начале 90-х гг. содержат результаты НИР «Библиотечная профессия: состояние и перспективы». В них предлагаются пути выхода библиотечного образования из кризиса. Все это обусловило выбор тематики кандидатских и докторских диссертаций учеников А.В. Соколова. Подчеркнем, что публикации этого ученого являются самыми цитируемыми и среди всего научного сообщества библиотековедов, из которых 40% ссылок приходится на статьи по информационному образованию. Таким образом, проблемы библиотечно-информационного образования находятся в сфере интересов многих исследовательских коллективов. Однако лишь в одном из них это направление развивается систематично и целенаправленно. |