Бородина С.Д.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
       
       Библиотеки являются звеном культурной подсистемы, которая, в свою очередь, является производной от системы социальной. Как составляющая социальной инфраструктуры библиотеки развиваются в целом в русле ее закономерностей, однако имеют ряд существенных отличий, поскольку являются устойчивым, уникальным и в известной степени консервативным, социальным институтом.
До 80-х гг. социальные вопросы территориального планирования ограничивались кругом проблем, непосредственно связанных с повышением уровня народного благосостояния, планированием народного образования, подготовкой работников культуры. Как показала многолетняя практика, этого недостаточно. Комплексное социальное развитие – это организация системы по созданию благоприятной социально-пространственной среды для развития личности. Роль государственных библиотек в этом достаточно велика, ибо реалии сегодняшнего дня  таковы, что библиотеки становятся чуть ли не единственным доступным учреждением культуры. Государственная программа экономического и социального прогресса республики Татарстан объявляет государственные библиотеки республики самыми массовыми учреждениями культуры, наиболее доступными для всех слоев и социальных групп населения. На них возлагается задача обеспечения каждого жителя республики гарантированной возможностью полного использования читательских прав через общедоступность библиотечного фонда, бесплатность основных библиотечных услуг.
        Единая модель построения социальной инфраструктуры невозможна. Комплекс региональных факторов: производственно-экономических, демографических, социальных в сочетании с общегосударственными принципами дает возможность построения инвариантного ядра социального комплекса в границах любой территории. На библиотеку как объект не только социально-культурного, но и духовного значения, кроме вышеперечисленных, большое влияние оказывают такие факторы, как динамика общественной жизни региона, наличие в регионе многообразия культур и субкультур, разная степень дефицита ресурсов, собственные законы развития и традиции. Все перечисленное служит, по выражению Н.С. Карташова, основанием для объяснения, почему деятельность библиотек такова или должна быть такой. Специфика библиотеки заключается и в том, что она не только удовлетворяет социально-культурные потребности, но и решает задачу воспроизводства рабочей силы.
        Социальные условия жизни территориальной общности людей экономисты диагностируют с помощью двух групп показателей: уровня жизни и расселения. 
        Если уровень жизни характеризует степень удовлетворения потребностей населения, то расселение – комплексность их удовлетворения, социальное качество среды жизнедеятельности. Координация деятельности государственных универсальных библиотек: массовых и научных позволяла прежде говорить о возможности комплексного удовлетворения информационных потребностей населения. С введением платных услуг, удорожанием средств связи эта возможность ликвидирована для многих. Оценить порог доступности библиотечных услуг возможно и с помощью чисто библиотечных показателей: состояния библиотечных ресурсов (обеспеченность библиотеками, объем библиотечного фонда, книгообеспеченность одной библиотеки, одного читателя, души населения), их использования (охват населения библиотечным обслуживанием, книговыдача на душу, количество читателей, книговыдача, средняя обращаемость, читаемость).
        Отличительным моментом сегмента библиотеки в социальной инфраструктуре является и метод расчета ее количественных показателей. Если для всех объектов социальной инфраструктуры экономисты предлагают вести расчет количественных показателей (стоимостных, натуральных, трудовых) или на все население региона, или на соответствующий контингент, или на так называемых активных потребителей, то для библиотеки применим, по нашему мнению, именно последний вариант. Прогрессивность такого способа получила подтверждение в ходе исследования, предпринятого коллективом сотрудников ВНИИ искусствознания, когда изучались показатели потребления культурных благ опережающими группами населения с последующим перенесением объема их потребностей на все население региона. Каждая библиотека имеет такую опережающую группу – читателей, полно и глубоко включенных в книжную культуру. В этом кроется еще одно отличие библиотеки от иных социальных объектов. Расценивая социальную инфраструктуру как гибкое и динамичное образование, экономисты считают нормальным явление, когда какие-либо ее сегменты перестают активно использоваться и реорганизуются либо закрываются. К библиотеке такая политика неприменима.
Hosted by uCoz