Суслова И.М.
|
|
В самом начале 90-х гг. сформировалась концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различны типов и видов. Идея преобразования современного управления на основе достижений мирового менеджмента оказалась настолько востребованной, что за прошедшие годы процесс развития концепции библиотечного менеджмента ознаменован значимыми результатами: 1) найдены подходы к решению многих «болевых» проблем управления библиотечной деятельностью; 2) определены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов; 3) сформирована, научная школа, в рамках которой издано значительное число публикаций и защищены диссертации; 4) трансформирована вузовская программа обучения управленческой тематике и программа переподготовки управленческих кадров библиотек, создан цикл курсов, в который, помимо основной дисциплины, вошли «маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «стратегический менеджмент библиотеки», «организационное развитие систем управления», «психология управления библиотекой» и др. Первый вопрос, который обычно задается в связи с освоением какой-либо научной дисциплины, – ее объект и предмет. По отношению к библиотечному менеджменту дискуссионность данного вопроса предопределена тем, что некоторые отечественные библиотековеды воспринимают менеджмент как синоним управлению библиотекой или «механическое перенесение в отечественное библиотековедение новомодных англоязычных терминов» (Н.С. Карташов). Можно согласиться с тем, что в самом общем смысле (так сказать, «с высоты птичьего полета») английское понятие «менеджмент» и русское «управление» (соответственно «менеджер» и «руководитель») – одно и то же. Однако сегодня, в условиях жестокого кризиса административно-приказной системы управления библиотекой, подменять терминологическими дискуссиями поиск конструктивных направлений не только непродуктивно, но и некорректно. Дело не в терминах. С одной стороны, мы воочию столкнулись с кризисом рационалистических моделей управления, с невозможностью в рамках прежних иерархических структур решать проблемы сегодняшнего дня и предопределенным этим фактором отставанием от мировых стандартов управления минимум на двадцатилетие. И никакая русифицированная терминология и фразеология о самой демократичной, организованной, стабильной системе управления библиотечным делом уже не может затушевать кризисное положение. С другой – именно мировой менеджмент, эволюция которого протекала на иных принципах и методологии, на практике доказал свою жизненность и перспективность. В менеджменте сформирована новая парадигма, управления, отвечающая реалиям современности. Он значительно расширяет представления о возможностях управления за счет: во-первых, эффективного использования человеческого потенциала; во-вторых, маркетинговой ориентации на запросы потребителей; в-третьих, гибкого реагирования на процессы изменений, происходящих во внешней среде. Интеграция России с мировым сообществом обусловливает обогащение отечественной теории управления концепцией менеджмента развитых стран. Все эти моменты свидетельствуют в пользу менеджмента как самостоятельной профессиональной области деятельности. Следовательно, правомерно утверждение, что именно концепция менеджмента предопределяет трансформирование управления библиотекой как частного направления библиотековедения в научную дисциплину, обладающую собственным объектом и предметом. Библиотековедение, включавшее управленческие аспекты профильной деятельности в качестве объекта, выделяет библиотечное дело. В вузовских дисциплинах управление библиотечным делом тоже было всегда центральным и самодовлеющим объектом изучения, что отражало официальный методологический принцип, согласно которому для освоения частных проблем необходимо изучение глобальных вопросов. Объектом библиотечного менеджмента является библиотека. В этой связи важно доказательное утверждение Ю.Н. Столярова, рассуждавшего на тему об объекте библиотековедения, что библиотечное дело – частный случай библиотеки как системы и, следовательно, библиотека является более широким и точным объектом, хотя в данном случае речь идет об объекте библиотековедения. Это не противоречит нашим умозаключениям, поскольку, как известно, объект науки – все то, на что направлена деятельность исследователя. Поэтому библиотека, как сложная социально-экономическая система, характеризуемая значительным разнообразием происходящих в ней явлений и процессов, может быть объектом исследования целого ряда наук, в том числе и библиотековедения, и библиотечного менеджмента. Когда же выясняют предмет исследования, то та или иная часть объективной реальности берется той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Таким образом, имея общий объект, каждая наука библиотековедческого цикла обладает специфическим предметом, отличающим ее от других. В этой связи предмет библиотечного менеджмента определяется как закономерности управленческой деятельности библиотеки. Следовательно, библиотечный менеджмент изучает: во-первых, собственную сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности данной реальности; в-третьих, особые формы проявления и механизмы действия этих законов закономерностей. |