Петрухина Ю.Ю.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОЛЛЕКТИВ БИБЛИОТЕКИ
В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

        Коллектив – высокоразвитая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладающая повышенной эффективностью в работе. Он является подсистемой общества. 
Существуют реальные факторы. влияющие на библиотечный коллектив и его сотрудников. Их можно определить как факторы макросоциальной и микросоциальной среды.
        Динамику глобальной макросреды библиотечно-информационного учреждения определяют социально-демографические, политические, правовые, экономические и научно-технические факторы, а также фактор культурного окружения. Эти факторы в меняющейся системе общественных отношений в России тесно взаимосвязаны и обусловливают место и статус библиотеки как социального института в условиях информатизации российского общества.
        К локальной макросреде российских библиотек можно отнести соответствующее министерство культуры, исполнительные региональные органы, сеть, в которой конкретная библиотека задействована, возможные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями первичного или вторичного информационного продукта.
Микросреда предприятия, учреждения – это «поле» повседневной трудовой деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой личности свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.
        Учитывая процессы взаимовлияния личности и социальной среды, необходимо отметить также индивидуальные внутренние возможности сотрудников производственного коллектива, влияющие изнутри на его развитие и жизнедеятельность (профессиональные, производительные возможности).
        Библиотечный коллектив, являясь малой группой, социальной средой для своих сотрудников, имеет некоторые специфические особенности, создающие определенные условия для жизнедеятельности и развития персонала. Среди них: феминизированность – главная отличительная черта библиотечных учреждений; большее количество эмоциональных конфликтов, чем профессиональных; наличие формальной и неформальной структуры, присутствие формального лидера или неформального; непрофильность образования около 41% сотрудников.
        В тяжелейших экономических условиях и при отсутствии навыков работы с передовыми информационными технологиями проявилась такая особенность как отсутствие у многих сотрудников (примерно 35%) готовности к социальной мобильности. Библиотекари готовы сменить профессию на высокооплачивуемую, но даже не пытаются заниматься поисками нового места, считая себя бесперспективными и не имеющими никакой возможности для трудоустройства.
        Названные особенности способствуют созданию специфичного социально-психологического климата в библиотеке.
Таким образом, коллектив работников библиотеки представляет собой открытую социальную подсистему, вступающую в процессе своей деятельности в контакты не только с различными организациями и коллективами, но и с большим числом потребителей информационного продукта. Под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды эта система может претерпевать изменения в структуре, целенаправленности, формах жизнедеятельности, менталитете своих сотрудников. В то же время, являясь одной из подсистем более крупной социальной структуры, она заставляет изменяться и эту структуру.
Hosted by uCoz