Макарова Г.А., Шишкова Т.Б.
|
|
Проблема организации баз данных периодических изданий носит достаточно общий характер для библиотек, ведущих такую работу. Актуальна она и для ЦБС г. Москвы. Аналогичным образом осуществляются процедуры заказа, обработки, хранения и поиска периодических изданий для массовых библиотек Москвы. В этой связи представляется правильным организация некоторой службы (Центра), способной взять на себя решение наиболее общих организационно-эксплуатационных проблем, в том числе максимально возможного обеспечения пользователей информацией из обрабатываемых периодических изданий. Внедрение в ЦБС новых информационных технологий, использование электронных и телекоммуникационных средств (модем, электронная почта, Интернет) позволило нам подумать о создании Центра периодических изданий. Первоначально в экспериментальном режиме он должен стать ответственным за организацию, сбор, хранение и предоставление в пользование информации о периодических изданиях в своем округе, а в дальнейшем – в массовых библиотеках Москвы. Центр предлагается организовать в одной из библиотек ЦБС, расположенной около станции метро. Центр будет осуществлять также и организационные мероприятия. В дальнейшем после апробации разработанных технологических решений и их корректировки можно выйти на обслуживание всех библиотек Москвы. Это обстоятельство связано не только с отработкой технологических решений, но и с возможностью библиотек города обмениваться между собой машиночитаемой информацией (модемная связь, электронная почта, Интернет и др.). Функционирование Центра базируется на выполнении следующих задач: 1. Формирование заказа. Предлагается силами библиотек одного округа (ЮАО) формировать заказ на периодические издания так, чтобы при минимальном дублировании максимально охватить перечень газет и журналов, пользующихся наибольшим спросом. 2. Аналитическая роспись периодических изданий. Этот процесс целесообразно осуществлять совместными усилиями библиотек округа, а затем – всех библиотек города (создание корпоративного информационного ресурса на основе автоматизированных технологий). Библиотеки выбирают перечень наименований описываемых ими периодических изданий. Такое распределение позволяет ускорить процесс создания баз данных (БД), максимально охватить основные темы, оперативно предоставлять необходимые данные пользователям и т.п. Реализация данной технологии требует приобретения Центром (желательно и всеми ЦБС) сканеров, что значительно ускорит ввод рефератов и аннотаций статей. 3. Тематические БД. Накапливаемая в БД информация будет постоянно расти, при этом некоторые данные имеют лишь оперативное значение. Поэтому необходимо: тщательно выбирать сведения для внесения в БД; периодически актуализировать БД, организовывать их тематическую ориентацию. Последнее обстоятельство свидетельствует о целесообразности тематической специализации библиотек (политика, экономика, здравоохранение, экология и др.). Данные, которые были определены как необходимые для длительного хранения, образуют соответствующие массивы. При достижении определенного объема собираемой в массив информации, ее рекомендуется записывать на компакт диски. Следовательно, Центр должен иметь оборудование записи на лазерные диски. 4. Доступ пользователей к новой и постепенно накапливаемой информации. Информационный обмен между библиотеками, использование информационных ресурсов и расширение сферы информационного обслуживания требует организации сетевого взаимодействия библиотек (Интернет, Либнет и др.), специального программного и технического оборудования, обеспечивающего доступ к информации на компакт дисках. Таким образом, создание такого Центра позволяет: 1) обеспечить оперативное и качественное обслуживание пользователей информацией из периодических изданий; 2) организовать корпоративные информационные ресурсы; 3) сократить затраты на обработку журналов и дублирование при создании информационного продукта; 4) оказывать методическая помощь другим библиотекам по организации и формировании подобных массивов данных и др. |