Авраева Ю.Б.
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА И
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

        В условиях глобальной информатизации возрастает потребность в руководителях нового типа как для научных, так и массовых библиотек. Потребность в них обусловлена принципиально новыми требованиями, которые предъявляет общество к роли библиотек в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств.
Кризис финансовой системы больно ударил по библиотекам. В доперестроечные времена библиотеки хоть и финансировались по остаточному принципу, но все-таки регулярно и в полном объеме. 
Сегодня руководители библиотек столкнулись с проблемами и реалиями, которые их многому научили и даже «закалили», заставили иначе взглянуть на свой опыт, уровень знаний. В то же время они оказались беспомощными перед жесткой реальностью. Закрываются библиотеки, сокращаются штаты, рабочие места, часы работы. Хронически задерживается зарплата. Отключают электроэнергию и телефонную связь за неуплату долгов. 
        На первый план выдвигается принцип: «учиться жить по средствам», что для руководителей библиотек означает учиться умению находить дополнительные источники финансирования, создавать новую информационную продукцию, завоевывать новое информационное пространство, внедрять новые базы данных и т.д.
У них формируется новое экономическое, правовое и социально-психологическое мышление и понимание роли библиотек, библиотечных кадров в условиях глобальной информатизации общества. Многие из них владеют секретами профессионального управления, но этого недостаточно. Нужна государственная и общественная поддержка библиотек.
Наше исследование: «Профессиональная и социально-психологичес-кая компетентность управленческих кадров библиотек Восточной Сибири» показало, что 80% опрошенных респондентов удовлетворены деятельностью своих руководителей. 60% директоров ЦБС считают, что они справляются со своими обязанностями благодаря поддержке коллектива, сотрудничеству с органами управления на местах. Другая, не менее важная деталь, дополняющая портрет руководителя в эпоху рыночных отношений – это слова «выбивать», «пробивать», «объявлять», «требовать», «умолять», «согласовывать», «заключать», «настаивать» и т.д., которые, по меткому выражению одного из библиотекарей, «стали постоянным атрибутом действий нашего директора».
        С рынком не шутят. Директора ЦБС понимают, что они должны, сохраняя традиционные подходы, искать наиболее оптимальные, дающие высокие результаты. Они самореализуются, концентрируют свои знания, умения, навыки, чтобы получить новые знания, умения через участие в ежегодных «профессиональных тренингах», самоаттестациях, самоанализе собственного стиля руководства и своих заместителей. Они смело делегируют часть своих полномочий, действуют по принципу самоменеджмента, самообразования, самоинноваций.
        Структура их управленческой деятельности представляется как комплекс нескольких блоков: 
1.  Организационно-правовой, позволяющий формировать «имидж» грамотного руководителя;  
2.  Социально-психологический, определяющий уровень компетентности во взаимоотношениях с коллективом;  
3.  Непрерывное самообразование, закрепляющий творческие успехи и результаты;  
4.  «Паблик рилейшнз» – основа развития влияния за пределами библиотеки. Каждый блок состоит из набора конкретных прав, полномочий и обязанностей, которые руководитель использует в процессе управления.
        Рядом с руководителями нового типа мирно сосуществуют традиционные. Но время последних постепенно уходит. В связи с этим остро стоит проблема преемственности поколений руководителей, передачи эффективного опыта управления, формирования базы данных по управлению с целью накопления, обобщения и распространения новых технологий, инноваций в этой области и разработки оптимальных моделей управленческого процесса.
Hosted by uCoz